Малюта (Григорий Лукьянович) Скуратов-Бельский – главный опричник царя Ивана Грозного, прославившийся изощрённой жестокостью. Впервые упоминается в источниках около 1561 г., когда вместе с князьями Алексеем и Афанасием Вяземскими и Басмановым играет роль одного из самых деятельных исполнителей замыслов царя, ревностных потакателей его злым наклонностям и страстям. После отъезда Грозного из Москвы в Александровскую слободу и основания там своеобразного опричного «монастыря» Малюта Скуратов, как и прочие опричники, ходил в монашеском платье и получил от царя звание параклисиарха (пономаря). Он всячески старался заслужить доверие Грозного, принимая участие во всех его буйствах и казнях.

В 1568 г. Малюта участвовал в расправе с двоюродным братом царя князем Владимиром Андреевичем, а в конце 1569 – начале 1570 сопровождал Грозного в походе на Новгород и по прибытии в Тверь получил от него поручение убить низвергнутого митрополита Филиппа, который жил в Тверском Отрочем монастыре. Малюта собственноручно задушил старого Филиппа. В Твери же он побудил царя перебить ливонских и крымских пленников, лично убивал их, но и сам при этом был тяжело ранен. В 1570 г. во время жестоких казней в Москве по возвращении Грозного из похода на Новгород Малюта был одним из главных палачей и собственноручно отрубил ухо главному казненному, печатнику Ивану Висковатову.

Малюта Скуратов

Иван Грозный и Малюта Скуратов. Картина Г. Седова, 1870

 

После смерти князя Вяземского и Басманова Малюта сделался самым близким к царю опричником. Грозный не расставался с ним до самой его гибели. Близость Малюты к Иоанну сохранилась и после формальной отмены опричнины в 1572 г. Скуратов, однако, не имел высокого сана и носил лишь звание думного дворянина, так как Иоанн, при всей своей непримиримой ненависти к боярскому сословию, не решался пожаловать боярство человеку неродовитому.

В 1573 г. Малюта участвовал в походе Иоанна на Эстляндию (см. Ливонская война), отличился при взятии города Пайды (Вейссенштейна), взошел первый на его стену, но здесь был убит. Грозный, желая достойно почтить память Скуратова, послал его тело, с богатыми вкладами на помин души, в Волоколамский монастырь и приказал сжечь на костре всех пленных немцев и шведов.

Память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, и само его имя стало нарицательным названием злодея.

У Малюты было две дочери, из которых одна, Мария, вышла замуж за Бориса Годунова, стала потом царицей, а ещё позже была задушена вместе с сыном Фёдором перед въездом в Москву Лжедмитрия. Другая дочь, Екатерина, была замужем за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским, братом царя Василия, и «прославилась» тем, что отравила народного героя, князя Михаила Скопина-Шуйского, заподозрив его в притязаниях на престол – и сильно осложнив положение России посреди Смуты.