5 февраля 1880 революционер Халтурин произвёл опаснейшее покушение на царскую семью в Зимнем дворце. Вслед за этим, по предложению наследника Цесаревича Александра Александровича, была учреждена верховная следственная комиссия – по образцу тех, что создавались в 1862, после страшных пожаров в Петербурге, устроенных «нигилистами», и в 1866, после выстрела Каракозова. Новая «Верховная распорядительная комиссия» получила ещё более широкие полномочия для борьбы с крамолой, деятельность её была распространена на всю страну. Во главе этой комиссии Александр II поставил (14 февраля 1880) генерала Михаила Лорис-Меликова, который в последнюю войну с турками отбил у них Карс, а потом служил харьковским генерал-губернатором.

Однако император решил, что деятельность комиссии не должна ограничиваться одними карательными задачами. Непрерывные революционные покушения указывали, что внутри страны не всё благополучно. Лорис-Меликову было поручено разработать план реформ с целью общественного оздоровления.

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Портрет работы Айвазовского, 1888

 

Через полгода работы Лорис-Меликов счёл, что успокоение страны достигнуто, и у него больше нет нужды в чрезвычайных полномочиях. Комиссия была закрыта. Лорис-Меликова теперь назначили «обычным» министром внутренних дел. В тот же день он пригласил к себе редакторов крупных газет и объявил им свою реформаторскую программу, рассчитанную на 5-7 лет. В неё входили: расширение прав земств, борьба со случаями беззаконий в полиции, дальнейшее расширение свободы печати, сенаторские ревизии нескольких губерний с целью «дознать желания, нужды и состояние населения». Лорис-Меликов признавал необходимость коренного пересмотра податной системы, несправедливо тяжкой для крестьян, и скорейшей перемены их правового и административного устройства.

Все эти либеральные преобразования министр собирался разрабатывать и проводить не чисто административным путём, а в контакте с общественными силами. Вопрос об административной крестьянской реформе Лорис-Меликов думал передать на предварительное обсуждение земств. Циркуляр 22 декабря 1880 предписывал, чтобы все губернаторы предоставили уездным и губернским земствам обсуждение крестьянского вопроса. Это сильно оживило земскую работу и в то же время связало земства между собой и с правительством. Впервые за много лет был провозглашена цель совместной преобразовательной деятельности власти и земства.

Ещё в период работы Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликов настоял на отставке (24 апреля 1880) известного «реакционера» графа Толстого, министра народного просвещения, инициатора знаменитой гимназической реформы 1871. Толстого заменил либерал А. Сабуров. Был устранен и ещё один «консерватор» – министр финансов генерал Грейг. Сменивший его на посту либеральный бюрократ А. Абаза отменил тяжкий для народа налог на соль и приступил к разработке других финансовых новшеств.

6 августа 1880, в день своего назначения министром, Лорис-Меликов уничтожил знаменитое «III отделение» (учреждённую Николаем I тайную полицию). Эта реформа, правда, свелась к реорганизации ведомства: III отделение было присоединено к министерству внутренних дел, и сам министр стал теперь шефом жандармов.

При Лорис-Меликове существенно облегчилось положение печати, как либерально-западнической, так и славянофильской. В январе 1880 министр сделал доклад царю, где предложил привлекать общественных представителей для разработки важнейших законов в столицу. Хотя формы этого привлечения были далеки от тех, что предусматривал европейский парламентаризм, доклад потом часто именовали «Конституцией Лорис-Меликова». Александр II уже одобрил план министра, но он не был осуществлён из-за убийства царя народовольцами.

 

Автор статьи

если вам нужны более подробные сведения по этой теме, прочтите статью Лорис-Меликов и его проекты