Будучи наследником, [сын Екатерины II] Павел Петрович всегда оказывал Суворову свое благорасположение, и Суворов питал к нему полное почтение и преданность. Сделавшись государем, Павел I продолжал жаловать своего знаменитого полководца монаршею благосклонностью, и Суворов, как истинный верноподданный, оставался при новом императоре таким же, каким был при покойной императрице. Однако он понимал, что время наступило иное и служба спросится другая, ибо прежних порядков Государь не любил и на военное дело смотрел не совсем так, как Екатерина II. И действительно, новые порядки стали появляться один за другим и вводились строго, без оттяжки и послабления. Суворов стал раздумывать, не лучше ли уйти на отдых. В самом деле, Государь отказался от [задуманной Екатериной] французской войны и хотел мира, а мирную службу Суворов всю жизнь свою нес только ради войны. Он рассчитал, что ему работы теперь нет и, может статься, долго не будет; что особливой пользы от него, Суворова. Государева служба не получить, и что вообще без него в мирное время пусто не будет. Размыслив таким образом, Суворов подал в начале 1797 года прошение об отставке.

Портрет Александра Васильевича Суворова

Портрет Александра Васильевича Суворова. Художник Й. Кройцингер, 1799

 

Негладко это дело сладилось, однако все-таки сладилось: в конце марта Суворов выехал из Тульчина в свое кобринское имение, пожалованное императрицей Екатериной. Но тут не удалось ему прожить долго, а пришлось переехать на житье в боровицкое поместье, в Новгородскую губернию. Тихо и скромно зажил Суворов в своей глуши. Изредка бывали у него гости, деревенские соседи; еще реже ездил он к ним сам; пел по нотам церковные службы дома, пел на клиросе и читал псалтырь в церкви, лазил на колокольню и своеручно звонил в колокола. Были у него кое-какие занятия: строился в усадьбе дом, рубились службы, ставились беседки и светелки, сажались плодовые деревья, разводились огороды. Присматривал он также, как дворовые обучались пению, а ребята грамоте: бывал и на полях у крестьянской работы. Хаживал он и по крестьянским дворам, мирил ссоры, слаживал свадьбы, праздничал на венчаньях и крестинах, забавлялся с ребятишками на улице в бабки. Когда приходилось сидеть дома, то читал он книги и прочитал их множество, так что глаза стали болеть пуще прежнего. Но все это коротало ему время, а за настоящее дело, за работу, не шло, так что скоро стала его одолевать скука смертная, особенно осенью и зимой.

Александр Суворов

Отъезд Суворова из села Кончанское в Итальянский поход 1799. Художник Н. А. Шабунин, 1901-1903

 

Полтора года он кое-как выдержал, но больше не мог и решился идти в монастырь. Он послал Государю просьбу о дозволении отбыть, на служение Богу, в новгородскую Нилову пустынь и стал ждать ответа. Но проходили недели, а ответа не было. Наконец, 6 февраля 1799 года прискакал из Петербурга флигель-адъютант с рескриптом от Государя. Только в рескрипте этом говорилось не о монастыри, а о войне: император Павел звал Суворова начальствовать русскою и австрийскою армиями против французов [в Италии]. Эта неожиданная новость сначала ошеломила Суворова, а потом привела в восторг. Он сейчас же отправил флигель-адъютанта назад, в Петербург, с ответом, что явится немедленно, а сам принялся сбираться в дорогу. Сборы были невелики и недолги. Помолясь в своей церкви и отслушав напутственный молебен, Суворов 7 февраля выехал из села Кончанского и помчался в Петербург.

 

По книге дореволюционного историка А. Петрушевского «Рассказы про Суворова». Следующая статья – Начало Итальянского похода Суворова.