Первая конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 года V съездом советов, удивительно напоминает трехклассную избирательную систему, существовавшей в прусской монархии в эпоху Бисмарка. По этой первой советской Конституции в городах один депутат приходится на двадцать пять тысяч избирателей, в то время, как в деревнях – на сто двадцать пять тысяч. Выборы были не прямые. Делегаты на Всероссийский съезд избирались не прямо избирателями по округам, а советами больших городов и губернскими съездами советов. Губернские съезды, в свою очередь, избирались городскими советами и окружными советами. Таким образом, городские советы, в дополнение к указанному выше неравенству, имели еще право двойного делегирования. Окружные советы выбирались советами мелких городов и уездными советами. Последние избирались в свою очередь волостными советами, которые также не избирались прямо: их избирали сельсоветы.

Персидские лучники

Обложка советской конституции 1918 года

 

Отсюда ясно, что советская конституция 1918 служит одной из лучших иллюстраций подавительского отношения большевиков к крестьянам. В стране с подавляющим большинством крестьянского населения, для него этой конституцией было поставлено столько отсеивающих плотин, что пройти по выборам во Всероссийский съезд советов не коммунисту или не коммунистическому выдвиженцу было почти невозможно.

 

 

Не равные, не прямые и, конечно, не всеобщие избирательные права дополнялись гонениями на все другие партии и произволом в порядке выборов. Параграф 70 новой Конституции гласил:

«Точный порядок выборов, равно как порядок участия профсоюзов и прочих рабочих организаций в выборах определяется местными советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного комитета».

 

Советские конституции

 

Установление процедуры выборов, снятие неугодных кандидатур, лишение избирательных прав, определение тех лиц, которые добывая «средства к жизни непроизводительным трудом» не имеют избирательных прав – все это предоставлялось решению местных советов, практически органов диктатуры партии.

В дополнение ко всему, за месяц до введения конституции, 17 июня 1918 года по декрету Совнаркома были созданы революционные трибуналы «ничем не связанные в выборе средств борьбы с контрреволюцией, саботажем и т. д...»

Избирательные права первой советской конституции были для населения России огромным шагом назад по сравнению с теми правами, на основании которых избиралась Государственная Дума по закону от 3 июля 1907 года.