Как при Октябрьском перевороте, так и при разгоне Учредительного собрания, Ленин опирался на те бунтарско-анархические элементы, которые, будучи в принципе против всякой государственной власти, особенно резко враждебно были настроены к Собранию, явно несшему в себе основы государственности и правопорядка.

К этим анархическим элементам принадлежал и матросский отряд Железнякова, которому Урицким было поручено разогнать Учредительное собрание. Угрожая оружием «по распоряжению народного комиссара», Железняков 6 января в 5 часов утра выгнал народных представителей из Таврического дворца, где они заседали.

Анатолий Желязняков (матрос Железняк)

Анатолий Желязняков («матрос Железняк»)

 

Ленин распорядился запечатать двери Таврического дворца и выставить перед ним полевые орудия и пулеметы. Рабочие с Семянниковского завода предложили большинству Учредительного собрания продолжать свои заседания в одном из цехов завода. Но в эсеровской фракции произошли разногласия и это предложение, к сожалению, не было принято. Было и другое предложение – продолжать работу на Дону под прикрытием Донского казачьего круга. Это предложение было отвергнуто потому, что эсеровскому большинству казачий атаман Каледин казался недостаточно демократичным. В то же время хорошо известно, что генерал Каледин принял Февральскую революцию и относился к числу тех генералов, которые были готовы полностью подчиниться правительству, образованному на основе Учредительного собрания. Как показали дальнейшие события на Урале, значительная часть правых эсеров предпочитала соглашение с большевиками принятию помощи от умеренно либеральной части военных.

Всероссийское Учредительное собрание

«Караул устал!» Разгон Учредительного собрания матросами

 

Сразу после разгона Собрания А. И. Шингарев и Ф. Ф. Кокошкин, два кадетских его депутата, переведенные по болезни в госпиталь из Петропавловской крепости, где они сидели вместе со многими другими, были зверски убиты группой матросов (7 (20) января 1918).

Разгон Учредительного собрания – последний акт большевицкого переворота. Насилие над всенародным представительством в январе 1918 года сделало самую власть Советов незаконной и послужило основанием для всех тех, кто не хотел примириться с большевиками – небольшим меньшинством, представленным в Учредительном собрании, бороться с ними силою оружия. Разгоном Учредительного собрания Ленин и большевики предопределили гражданскую войну. Более того, акт разгона Учредительного собрания исторически предопределил в истории России новую революцию за свободу, право и демократию. Новая освободительная революция сделалась исторически неизбежной. Страх перед этой революцией психологически висит над большевицким руководством уже с 1918 года. Этот страх и сознание неизбежности революции, в частности, выразились в том, что большевики, начиная с этого времени, не делали различия между своими противниками и зачисляли в «контрреволюционеры» постепенно все больше и больше людей – крестьян, рабочих, молодежь, всех, кто когда-либо выступал против них – подлинных контрреволюционеров, разогнавших единственное в истории России демократическое представительство.