Талантливый ярославский купец Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763) был создателем первого русского постоянного театра.

С детства мастер на все руки – и певец, и живописец, и музыкант, и токарь, и скульптор – он получил образование в Московской академии, где принимал деятельное участие в драматических развлечениях студентов. В Петербурге ему пришлось побывать в кадетском театре. В первый раз, когда он увидал «Синава и Трувора» Сумарокова, в исполнении кадетов сухопутного корпуса, он пришел в такое восхищение, что не знал, где он – «на небесах, или на земле».

 

Великие актеры. Федор Волков

 

В Ярославле он устроил маленький театр, где с подобранной труппой разыгрывал разные пьесы: отчасти старые мистерии, отчасти новые произведения, переведенные им с немецкого и итальянского языков. Слава об его театре дошла до Петербурга, и с 1751 года его труппа была переведена в столицу. Императрица Елизавета очень интересовалась новой потехой, – сама убирала волосы будущему знаменитому артисту Дмитревскому, который на первом представлении ярославцев играл «Оснельду».

Артистам этой труппы императрица постаралась дать хорошее образование – и впоследствии некоторые из них сделались знаменитыми артистами (Дмитревский), другие – писателями (Чулков, Попов).

С 1756 года театр был официально признан государственным учреждением. Дирекция поручена была Сумарокову. Волков был премьером этой первой труппы русского казенного театра.

По словам современников, своим звучным, гармоническим голосом и полной страсти актёрской игрой увлекал он и соотечественников, и иностранцев. Иностранцы, видевшие его игру, отзывались о нем, как о великом актере, – равно и в комических, и в трагических ролях.

Репертуар его был самый разнообразный: ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, Дмитревского, также Корнеля, Расина, Мольера (особенно нравились «Амфитрион», «Скапеновы Обманы», «Лекарь против воли»). Не отказывался Волков и от старой драмы – и раз с успехом поставил moralité св. Дмитрия Ростовского: «Кающийся грешник».

Волков интересен для нас и как переводчик с немецкого (пастораль: «Евдон и Берфа»), с итальянского (опера Метастазио: «Титово милосердие»), с французского (комедии Мольера: «Любовь доктора», «Жорж Данден», «Жеманницы», «Сицилиец»; Руссо: «Волшебный пояс», Данкура: «Обманутый прибитый и довольный опекун» и др.).

Он сочинил также несколько песен и был композитором нескольких опер. До конца своей безвременно прервавшейся в молодые годы жизни Волков работал над самообразованием и над улучшением в России любимого им театрального дела.

Федор Григорьевич умер 4 апреля 1763 года, простудившись во время маскарада. Он был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря, разрушенного в 1933 коммунистами. При этом разрушении погибла и могила Волкова.