Разгромная для советских войск Киевская операция проходила с 7 июля по 26 сентября 1941. Главные её события развернулись в сентябре.

К началу сентября 6-я армия Рейхенау германской группы армий Юг (командующий – фон Рундштедт), наступая на Киев, задерживалась на западных подступах к упорно защищаемому городу. Прочие армии Рундштедта, продолжая наступление и тесня противника перед собой, достигли Днепра, отбросив часть советских армий Буденного на восточный берег и захватив на том берегу плацдарм у Кременчуга. Переправа, таким образом, оказалась в их руках. Сюда, к Кременчугу, была подтянута приданная группе армий Юг 1-я танковая армия Клейста, готовая ударить в тыл Буденного. Южнее, на нижнем Днепре, в район Днепропетровска подошла подоспевшая к этой операции итальянская армия. К устью Днепра подтянулись румыны.

Великая Отечественная война в 1941

Продвижение немецких войск в СССР, 1941 г.

 

Между тем, пока армии Рундштедта занимали исходное положение на правом (южном) берегу Днепра, на северном (левом) берегу, в районе Конотопа, собирался ударный кулак из двинутых сюда на помощь частей группы армий Центр фон Бока. Для этой цели из группы Центр были выделены две армии: 2-я танковая Гудериана и 2-я пехотная Вайкса.

После завершения Гомельской операции и отбития контрудара Тимошенко (из-за чего Гудериан задержался до 6 сентября), армия Вайкса двинулась через Чернигов и Десну на юг, к Нежину. Гудериан наступал восточнее – через Десну в район Бахмач-Конотоп. У Нежина и Конотопа обе армии сосредоточились к 10 сентября (вместо конца августа, как было намечено до удара Тимошенко), нависнув с севера над тылами Буденного, в то время как Клейст навис с юга.

10 сентября танки Клейста были брошены из Кременчуга прямо на север, к Конотопу, наперерез путей сообщения Буденного и навстречу Гудериану, а танки Гудериана двинулись прямо на юг, навстречу Клейсту. Прочие армии, принявшие участие в этой операции (6-я Рейхенау под Киевом, 17-я Штюльпнагеля со стороны Черкас и Кременчуга, 2-я Вайкса со стороны Нежина), должны были своими атаками сковать армии Буденного и тем облегчить задачи охватных клещей Гудериана и Клейста. Итальянская, венгерская и румынская армии имели задачи сковать советские войска в Днепропетровской дуге и на нижнем Днепре и Буге, дабы помешать им оказать помощь окружаемым армиям Буденного.

Операция охвата и окружения развивалась очень успешно. Уже 13 сентября, через 3 дня после выступления из Конотопа и Кременчуга, Гудериан и Клейст, прорвавшись в тыл и почти не встречая сопротивления, соединились у Лохвицы, замкнув кольцо и окружив к востоку от Днепра совместно с армиями Рундштедта, главную массу войск Буденного (4 армии из 5).

После жестокой битвы, длившейся две с половиной недели (с 10 по 26 сентября), большая часть окруженных армий Буденного, пытавшаяся вырваться из кольца на восток, была вынуждена сложить оружие. К 27 сентября немцами было захвачено 665.000 пленных, 884 танка и 3.718 орудий, а сам Буденный улетел на самолете.

Почти одновременно были разбиты другие группы Буденного, а именно: Приднепровская группа на нижнем течении Днепра, где было захвачено 84.000 пленных, 200 танков и 465 орудий, и Бужская группа на р. Буге, с захватом 60.000 пленных, 84 танка и 560 орудий.

К концу сентября вся правобережная Украина и часть левобережной были в руках немцев, за исключением Одессы, павшей лишь 16 октября после более чем двухмесячной обороны, а также группы, отошедшей в Крым. Ей тоже грозила закупорка и окружение, что и произошло в октябре, после ликвидации буденновских армий. Крымская группа, после прорыва на Перекопе, была разбита и частью уничтожена, а частью отошла и укрылась в Севастополе, где была осаждена Румынской армией. После сдачи Одессы в Севастополь был перевезен морем и одесский гарнизон.

После ликвидации армий Буденного и захвата несчетного числа пленных ставка Гитлера, возвестила миру, что «этим достигнута неслыханная в истории победа». Сам Гитлер считал, что война, в сущности, кончена победой и остается только нанести последний удар. Фюрер был так в том уверен, что в начале октября приказал сократить военное производство.

У Гитлера действительно как будто бы были известные основания к таким выводам, судя по состоянию южного советского фронта. После ликвидации Буденного, здесь, на юге, в октябре была окружена еще Мелитопольская группа, тоже входившая в состав армий Украинского фронта и успевшая отойти от Днепра, но нагнанная Клейстом. Немцы захватили здесь 107.000 пленных, 212 танков и 672 орудия. Советский южный фронт почти перестал существовать и превратился в разрозненные группы, откатывавшиеся на восток без боя и сдавшие 24 октября Харьков, 2 ноября Курск, а на самом юге отошедшие далее на Ростов.

Однако судьба осенней кампании решалась не здесь, а на Центральном, Московском направлении, куда Гитлер и перенес теперь центр тяжести операций и ударов. Добавим, что к сентябрю потери немцев, считая с начала войны, выросли до полумиллиона (15% состава), а советские превысили два с половиной миллиона одними пленными, не считая убитых и раненых. Иначе говоря, за каждого выбывшего из строя немца Советы платили пятью пленными и вероятно столько же убитыми и ранеными. Вот во что обходилась российскому народу советская власть в эти грозные дни Великой Отечественной войны.