Законодательство Ярослава Мудрого. [См. также Ярослав Мудрый – внешняя и внутренняя политика, таблица.] Обязанный великокняжеским престолом, спасением своего рода усердию новгородцев, Ярослав Мудрый (см. его краткую и подробную биографии) в первые годы своего княжения дал им льготные грамоты, служившие впоследствии основанием их внутреннему устройству. Эти грамоты истреблены временем и содержание их в точности неизвестно: знаем только достоверно, что в продолжение 4 веков Новгород дозволял управлять собою только тем князьям, которые клятвою подтверждали грамоты Ярослава. Вникая, однако, в ход событий, можно полагать, что Ярослав предоставил Новгороду исключительное право зависеть, наравне с Киевом, от великого князя, решать дела внутренние судом народного веча и платить князю дань определенную. Слабость преемников Ярослава дозволяла Новгороду предаваться всем порывам необузданного своеволия и мало-помалу присвоить некоторые права самостоятельного государства.

 

Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства. Видеоурок

 

В то же время Ярослав даровал Новгороду письменный закон, известный под названием Русской Правды, введенный впоследствии во всей Руси. Законодатель хотел установить лучший порядок суда и расправы, который был раньше основан на праве личной и родовой мести, не согласовался с понятиями христианскими; для этой цели он начертал 17 статей, которыми установил, чего должен страшиться нарушитель общественного порядка и какого удовлетворения мог требовать обиженный. Главные статьи Русской Правды, по новгородскому списку: 1) за смерть мужа мстит брат или сын, или отец или двоюродные братья, или племянники; 2) если не будет мстителя, убийца платит 40 гривен; 3) за удар палкою, жердью, мечом виновный платит 12 гривен; 4) за отсечение руки 40 гривен; 5) за вырвание уса или бороды 12 гривен; 6) за обнажение меча 1 гривну; 7) за увод челядинца и коня 3 гривны; 8) в случае запирательства ответчика разбирают дело 12 выборных. После смерти Ярослава дети его прибавили 18 статей о праве собственности, о рабах, рубежах, сене, скоте. Владимир Мономах дополнил Русскую Правду несколькими статьями, о ростах или процентах и проч.

Старинные обычаи, славянские и норманнские, освященные временем, были, без сомнения, основанием Русской Правды. Не касаясь тех из них, которые сами по себе имели всеобщую силу закона, например о наследстве, законодатель желал исправить другие, не столь определенные, зависевшие от произвола; хотел согласовать их с правилами здравого рассудка и ослабить слишком вредные для гражданской жизни. Так, принужденный утвердить коренной обычай ранних обществ, право личной и родовитой мести, противный и духу христианства и цели общежития, но освященный веками, законодатель старался по крайней мере уменьшить зло, дозволив личную месть только близким родственникам и притом в случае смертоубийства; за прочие же преступления установил денежную пеню. Обиженный получал удовлетворение сообразное обиде и не мог распространять мщения своего далее предела, назначенного законом.

 

Церковная политика и просветительство Ярослава Мудрого. Льготные грамоты и Русская Правда были первыми делами внутренней политики Ярослава, предвестниками его мудрого правления. Зная, что вера христианская более всех законов могла способствовать успехам жизни гражданской, сын святого Владимира, равно набожный и благочестивый, распространял ее учение в самых отдаленных областях не жестоким преследованием язычества, но средствами благоразумными: строил церкви, из коих в особенности замечателен Софийский собор в Киеве, переводил божественные книги на язык отечественный, сам читал их неутомимо, многое списывал для народного употребления, определял из казны своей содержание служителям церкви, детей их велел воспитывать и с этой целью основал народное училище в Новгороде для 300 отроков. Новое поколение увидело плоды его ревности просвещенной: явились не только достойные пастыри, но и писатели красноречивые, преподобный Нестор и св. Кирилл, епископ Туровский. Духовенство получило от Ярослава новые льготы и важные права: Уставом о церковном суде он подтвердил устав святого Владимира, предоставив кроме того ведению митрополита и епископов многие тяжбы, с определением, чего они должны требовать от подсудимых.

При всей набожности, при всем уважении к сану духовному Ярослав не хотел, однако, чтобы русское духовенство было в исключительной зависимости от греческого патриарха, подобно тому как западное духовенство признавало верховную власть римского папы. Ярослав смотрел на Византийскую империю как на государство знаменитое, просвещенное, но и Русь признавал державой самостоятельной, неподвластной ни греческому императору, ни патриарху. Он не хотел стерпеть, чтобы подданные его были обижаемы в Царьграде, и, узнав об убиении греками знатного русса, объявил императору Константину Мономаху войну, послал сильное войско под начальством сына своего Владимира и, удовлетворив чести оскорбленного государя, заключил мир, как равный императору самодержец.

В том же смысле он действовал и в отношении к константинопольскому патриарху: считал его первосвятителем восточной церкви, но не отказывался от права назначать в русские митрополиты сановников по собственному усмотрению. По случаю разрыва с греками, утвердив своею властью в достоинстве Киевского митрополита, избранного русскими епископами инока Илариона, он определил ясно, что русский первосвятитель должен находиться в зависимости от великого князя. Преемники Ярослава возобновили отношения с византийскими первосвятителями, требовали от них митрополитов и епископов, предоставляли иногда их суду случаи церковные, но не позволяли им по произволу вмешиваться в дела русской церкви, тем более в дела гражданские, и нередко, по примеру Ярослава, назначали митрополитов сами.

Таким образом, со времен Ярослава установилась русская иерархия, сходная с греческою в устройстве внутреннем, в правах и обязанностях духовенства, в отношениях его к светской власти, тесно соединенная с нею догматами веры, обрядами богослужения, тем не менее самостоятельная и независимая от восточных патриархов в делах внутреннего управления. Она была безопасна и от вредных нововведений и от чужого вмешательства. С одной стороны, составляя нераздельную часть восточной церкви, она не могла принять в свои недра ничего нового без согласия вселенских соборов, следовательно, имела самый прочный залог чистоты вероисповедания; с другой же стороны, имея свой определенный круг, она не могла быть потрясаема кознями чуждого властолюбия, по примеру западных государств, подвластных римскому папе.

 

Важнейшим действием Ярослава было также определение главных начал удельного права и взаимных отношений князей в потомстве Владимира святого. Назначив каждому из пяти сыновей своих определенную область, он установил, что старший в княжеском семействе есть глава государства, посредник, миротворец и защитник своих братьев, которые обязаны чтить его как отца, но в то же время имели неотъемлемое право на свои уделы. С тех пор Русь образовала систему союзных государств, друг от друга не зависимых, но тем не менее соединенных в одно целое верою, языком и господством одного дома.