ГЛАВА XI

 

Гражданские смуты в Риме и падение республики

 

IV. Эпоха Помпея и Цезаря

Преемником Суллы был Гней Помпей. Как и Сулла, он происходил из высшей римской знати, а потому во время борьбы между Суллою и Марием держался первого из них. Служа под начальством Суллы, он женился на его дочери, и это еще более их сблизило между собою. По поручению диктатора Помпей преследовал марианцев в Сицилии, Африке и Испании, где они нашли себе поддержку, и когда он, победив врагов нового порядка в Сицилии и Африке, вернулся в Рим, то Сулла приветствовал его титулом Великого. Позднее Помпею удалось усмирить и восстание марианца Сертория, который стал во главе племени лузитанов в Испании и отважно сопротивлялся посылавшимся против него войскам. Возвращаясь из Испании уже по смерти Суллы, Помпей нанес окончательный удар и грозному восстанию рабов в Италии под начальством Спартака.

Гней Помпей

Гней Помпей

 

В Риме, как главный помощник бывшего диктатора, Помпей занял первенствующее положение. Он видел, однако, что поддерживать созданный Суллою порядок будет трудно, а потому пошел на уступки, восстановив прежнее значение цензуры и трибуната и поделив судебную власть между сенаторами, всадниками и особыми уполномоченными народа (70). Это создало Помпею большую популярность в народе, но зато охладило отношение к нему сената.

Между тем Риму в это время грозила большая опасность от морских разбойников. Они нападали в частности на суда, везшие в Италию хлеб, и в одном году (67) в Риме боялись поэтому большой дороговизны хлеба и даже голода. По предложению одного трибуна (Габиния), принятому народом, сенат против своего желания облек Помпея такою властью, какой до этого времени в римской республике еще не существовало. Главный недостаток управления провинциями заключался в том, что, вручая верховную власть (империй) над ними отдельным наместникам, сенат раздроблял эту власть и тем делал, например, невозможною энергичную борьбу с пиратами, требовавшую единства действий. Теперь, поручая Помпею очистить Средиземное море от разбойников, сенат передавал в его руки на три года империй над всем Средиземным морем и его берегами на десять миль от моря с правом назначать своею властью полководцев и начальников флота и пользоваться деньгами из всех государственных касс. Этим постановлением республика как бы предоставлялась в распоряжение военной монархии, но Помпей не захотел захватывать власть в свои руки. Окончив это трудное поручение самым блестящим образом в три месяца, он сложил с себя данные ему полномочия.

Вскоре, однако, он снова был призван стать во главе войска для новой войны с Митридатом. Расширив римские владения в Азии (присоединением Сирии), Помпей возвратился в Италию, но вместо того, чтобы, стоя во главе армии, потребовать утверждения своих распоряжений в Азии и вознаграждения солдат обещанными им земельными участками, он сначала сложил с себя команду, распустив при этом армию, и только уже после этого просил сенат и народ сделать то, что ему было нужно. Это прямо показывало, что Помпей не стремился к единоличной власти, которая, так сказать, сама давалась ему в руки. Поэтому сенат, одно время не доверявший Помпею, теперь стал видеть в нем главного своего защитника. Другие смотрели на дело иначе – и прежде всего соперник Помпея, Гай Юлий Цезарь.

См. далее в статьях Заговор Катилины, Первый триумвират, Гражданская война Помпея и Цезаря.