ГЛАВА XII

 

Римская образованность

 

III. Влияние Рима на варваров

 

311. Значение Рима в перенесении культуры к варварам

Заимствуя высшую культуру у греков, римляне в свою очередь переносили ее к западным варварам – испанцам, африканцам, галлам, а позднее и к британцам. На всем обширном пространстве империи стала вырабатываться общая греко‑римская культура, которою все более и более проникались высшие слои всего населения вокруг Средиземного моря. Культурное объединение древнего мира было как бы прямым следствием его политического объединения под властью Рима. На Востоке еще со времен Александра Македонского господствовал эллинизм, и в культурном отношении римлянам там делать было нечего, но зато перед романизмом открыт был весь Запад[1]. Культурная жизнь делала здесь такие успехи, что в эпоху империи из провинциалов вырабатывается немало государственных деятелей и писателей.

 

312. Город Рим в эпоху империи

Город Рим достиг к I в. по Р. X. значения не только политического, но и культурного центра империи. Громадный город, в населении которого встречались люди самых отдаленных одна от другой национальностей, поражал всех своим великолепием. Особенно хорошо он стал обстраиваться при Августе, который «нашел его кирпичным, а оставил мраморным». Храмы и дворцы, театры и цирки, триумфальные ворота и колонны строились лучшими художниками и стоили громадных денег. Пантеон, возведенный в I в., стоит до сих пор, а развалины Колизея (т. е. Колоссея) и теперь еще возбуждают чувство удивления. (В нем помещалось тысяч 40–45 зрителей, а в «большом цирке» – даже около 65–70 тысяч). Главным местом громадных императорских дворцов сделался Палатинский холм, и его имя Палациум даже стало синонимом царских чертогов (фр. palais, нем. Palast, наше – палата). Кроме того, в Риме было много громадных терм (бань), водопроводов и других общественных учреждений. Площади и улицы города были украшены многочисленными статуями. В Рим отовсюду стремились художники и писатели, находившие здесь заработок и оценку своим талантам. Он сделался и одним из главных книжных рынков, так как здесь возникли заведения для переписки книг, занимавшие целые сотни рабочих рук, преимущественно рабов. В эпоху республики школы в Риме были частными предприятиями, но при императорах они стали превращаться понемногу в учреждения общественные. Обратную сторону столичной жизни составляли крайнее неравенство имуществ, безумная расточительность и развращенность высших классов, праздность и распущенность пролетариата, который содержался даровыми раздачами хлеба и увеселялся даровыми представленьями цирка. «Хлеба и цирковых зрелищ!» – таков был самый популярный клич римской толпы. Наиболее любимым развлечением римлян сделались кровавые гладиаторские бои и битвы диких животных, доставлявшихся в Рим из самых отдаленных провинций. Подобного рода представления развивали в зрителях жажду сильных ощущений и жестокость. Когда в империи распространилось христианство, и последователей новой религии стали преследовать, многие из них нашли мученический венец на арене цирка, затравленные дикими зверями. Из центра тогдашнего исторического мира такие нравы распространялись и по большим городам провинций.



[1] Граница между эллинизмом и романизацией отмечена на карте XVIII.