342. Римское право

Распространение римского гражданства на всю империю превратило римское гражданское право (jus civile) в право всего тогдашнего исторического мира и сообщило ему всемирно‑историческое значение. Развитие римского права начинается с законов XII таблиц в середине V в. до Р. X. и завершается только в VI в. по Р. X., так что в общей сложности имеет тысячелетнюю историю. Над его созданием работали народные комиции, сенат, магистратура, правоведы и императоры, – комиции своими законами (leges), сенат – своими постановлениями (senatus consulta), магистраты, в особенности преторы – своими эдиктами (edicta), правоведы (jurisprudentes) – ответами (responsa) на трудные и спорные вопросы, императоры – своими указами, или конституциями (constitutiones principum). Сначала это было право одних только граждан, т. е. римлян, но по мере того, как все население империи превратилось в граждан, римское право стало правом всех свободных людей в империи. С другой стороны, римские наместники в провинциях создавали своими эдиктами законы и для подвластных Риму народов, и рядом с гражданским, т. е. чисто римским правом (jus civile) образовалось особое право общенародное (jus gentium), которому с течением времени стали подчинять и граждан. Таким образом, Римская империя привела не только к политическому, но и к юридическому объединению всех народов, живших вокруг Средиземного моря.

 

343. Римская юриспруденция

Самыми главными римскими законоведами еще в республиканскую эпоху были жрецы (понтифики), и первый, кто сделал попытку собрать и изложить все юридические обычаи, был главный понтифик 252 г. до Р. X. (Тиберий Корунканий), но уже в последние века республики образовался особый класс правоведов, или юриспрудентов. К ним обращались за советами не только частные лица, но и сами преторы, творившие суд и обязанные при этом держаться известных правил, которые и излагались в их эдиктах. То же делали в провинциях пропреторы и проконсулы. Ответы юристов (responsa jurisprudentum) получили такое важное значение, что Август сделал из этой профессии давать ответы привилегию лишь ограниченного числа наиболее сведущих и влиятельных правоведов. Сами императоры нуждались в постоянных советах знатоков права и приближали их к себе, стараясь в то же время объединить законодательство. При Адриане юрист Сальвий Юлиан составил из прежних преторских эдиктов общий свод, под названием Постоянного [Вечного] эдикта (edictum perpetuum), a при Марке Аврелии другой юрист, Гай, написал учебник под общим основам права, известный под названием Институций (Institutiones). В III веке даже худшие императоры делали префектами преторианцев знаменитых юристов. В IV и V столетиях самостоятельная деятельность юристов прекратилась, и привилегия давать ответы по спорным вопросам права перешла к императорской канцелярии.

 

344. Внутреннее изменение римского права

В начале своем римское право отличалось крайним формализмом и исключительностью, но в своем развитии оно прониклось большим уважением ко внутренней правде и широтою взгляда. Провинциальные наместники и руководившие ими юристы, знакомясь с правовыми воззрениями и обычаями других народов, с их общественными отношениями и законами, создавали новые нормы упомянутого общенародного права (jus gentium), а занятия юристов греческою философией, особенно же расположение их к стоицизму вносили в их работы большую гуманность, большее уважение к личности человека, к человеческому достоинству. Великие юристы II и III вв. (Гай, Папиниан, Юлий Павел и Ульпиан) создали рядом с гражданским и общенародным правом так называемое естественное право (jus naturale), основанное на разуме и справедливости. Одним из принципов этого философского направления в юриспруденции было признание за всеми людьми равноправности: «по естественному праву, учили римские юристы, все люди рождаются свободными». Поэтому юристы и смягчали печальную участь рабов, беря их под покровительство закона. Основным принципом естественного права было уважение к личности человека. Более ранние эпохи знали только гражданина, ибо все права личности обусловливались лишь тем, что она принадлежала к известному гражданству, т.е. к известной общине. Римская философская юриспруденция основывала права личности на её внутреннем достоинстве, на том, что ей эти права прирождены вместе с самою жизнью. Но юристы были бессильны уничтожить рабство и не создали ничего для ограждения личности от произвола. Естественное право было больше благим пожеланием, чем действительностью. Зато оно дало настоящую основу для общенародного права и для превращения его в единое право всего тогдашнего образованного мира.

Политическое и юридическое объединение древнего мира Римской империей завершилось объединением и религиозным.