III. Развитие афинской демократии в V веке

 

133. Афинские партии в первой половине V века

После законодательства Клисфена, когда вскоре затем началась национальная борьба с Персией, в Афинах государственная жизнь пошла по совершенно новой дороге. Победа афинян над персами была вместе с тем и победою афинского демоса над представителями старины. Теперь уже не могло быть речи ни о восстановлении господства знати, ни о повторении тирании. Благодаря реформе Клисфена, народ получил мало-помалу решающий голос во всех важнейших делах государства, и народное вече (экклесия) стало приобретать главное значение во внутренней жизни Афин. В это время в республике образовались две партии, которые вступили в борьбу между собою за влияние на народ и за преобладание ради проведения в жизнь своих принципов.

 

Древние Афины. Кратко. Слушать аудиокнигу с картинками и картами

 

Одна партия стремилась к тому, чтобы сохранить в неприкосновенности устройство, данное Афинам Клисфеном, другая, наоборот, желала дальнейшего развития этого устройства в еще более демократическом направлении. Во главе этих партии стояли те самые вожди, которые прославили свои имена в борьбе с персами. Герой Марафона, Мильтиад, был сторонником консервативной партии, герой Саламина, Фемистокл, наоборот, стоял во главе партии преобразовательной. Когда его планам стал противодействовать Аристид, он устранил его посредством остракизма, который в руках вождей партии сделался могучим орудием против соперников. Но и сам Фемистокл тоже подвергся остракизму. Против него соединились афинские консерваторы и ненавидевшие его спартанцы, которые стали его обвинять в изменнических сношениях с Павзанием. Фемистокл удалился в Персию, где Артаксеркс I дал ему в управление три города.

После Фемистокла наиболее влиятельным лицом сделался Аристид. Будучи человеком замечательно честным и справедливым, он обнаруживал вместе с тем способность считаться с требованиями новых обстоятельств и, в сущности, сам много содействовал превращению Афин в морское государство и укреплению в них демократии. По смерти Аристида (около 470 г.) наиболее выдающимся государственным деятелем в республике сделался Кимон, победитель персов при Эвримедонте. Он стоял во главе консервативной партии, содействуя тому, чтобы на выборах в государственные должности проходила знать, был вообще противником изменений в существующем государственном устройстве и стоял за сохранение союза со Спартой. Между прочим его влиянию была обязана Спарта тем, что Афины отправили к ней на помощь войско во время восстания илотов и мессенцев. Заслуги Кимона, как полководца, снискали ему в народе большую популярность, но все-таки отправки военной помощи спартанцам он добился не без больших усилий. Когда Спарта отослала это войско назад, раздражение афинян было так велико, что Кимон был изгнан посредством остракизма, Правда, потом он возвратился в Афины, и его снова сделали полководцем, но он уже не мог вернуть себе прежнего значения во внутренних делах.

Против партии, руководимой Кимоном, действовала другая, стоявшая за дальнейшее развитие демократии. Она всячески противодействовала тому, чтобы знатные проходили на выборах, и возбуждала процессы против должностных лиц, если их в чем-либо можно было обвинить, а главное – выступила с проектами реформ, целью которых было передать всю власть в государстве народу. Вождем демократической партии был Эфиальт, но он возбудил такую ненависть знати, что пал от руки убийцы. После него представительство в партии перешло к Периклу, сыну Ксантиппа, победившего персов при Микале. Эфиальт и Перикл и были главными противниками Кимона.

Перикл

Перикл. Бюст из Ватиканских музеев

 

134. Развитие демократических учреждений в Афинах

Превращение Афин в морское и торговое государство должно было повлечь перемены в их внутреннем устройстве уже по одному тому, что введенная Солоном и удержанная Клисфеном тимократия была основана на землевладении, которое теперь, как основа влияния в обществе, уступило место промышленности и торговле. С другой стороны, феты, которые при тимократическом устройстве государства были совсем почти исключены из пользования политическими правами, возвысились в собственном сознании, так как наравне с другими классами участвовали в спасении родины от врагов и в расширении её могущества. Из этого именно класса набирались гребцы на кораблях, наносивших поражения персам на море и поддерживавших влияние Афин на всем Эгейском море. Этот класс тоже стал требовать себе участия во власти, и целый ряд перемен, совершившихся в афинском государственном быту в первой половине V в., привел к торжеству демократии. Прежде всего в это время архонтство, бывшее достоянием одного первого класса, сделалось доступным гражданам и двух следующих классов. Еще в период между марафонской и саламинской битвами было решено выбирать архонтов исключительно посредством жребия, вследствие чего эта должность утратила свое прежнее значение. Главную роль стали после этого играть стратеги, выбиравшиеся прямою подачею голосов (а не по жребию) и стоявшие не только во главе войска, но и заведовавшие союзными и иностранными делами государства. Фактически высшие государственный должности были доступны лишь богатым, потому что только они своим имуществом могли отвечать за добросовестное исполнение своих ответственных обязанностей, и потому демократическая партия добивалась главным образом того, чтобы подчинить должностных лиц, как можно более, народному собранию или, по крайней мере, совету (буле), и этого скоро ей удалось достигнуть. Но в Афинах еще оставалось учреждение, которое противоречило самому духу демократии. Это был именно ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пользовавшийся правом высшего надзора над самим народным вечем. В ареопаге царствовали старые религиозные традиции, не очень-то благоприятствовавшие стремлению к переменам, а состав его из бывших архонтов, попадавших в эту должность по жребию, т.е. случайно, отнюдь не заключала в себе обеспечения того, что ареопаг будет особенно мудро пользоваться своими правами.

 

135. Реформа Эфиальта

Политический противник Кимона и консервативной партии, Эфиальт, решился нанести удар ареопагу. Он воспользовался отсутствием Кимона, когда тот отправился спасать Спарту от восстания илотов и мессенцев, – и провел предложение, по которому за названным учреждением были оставлены одни дела о смертоубийствах (по их связи с религиозными представлениями об умилостивлении богов), все же остальные права ареопага были разделены между народным собранием, буле и гелиэей, т.е. судом присяжных, выбиравшихся по жребию из всех граждан не ниже 30 лет от роду (462). С этого времени и началось настоящее господство демократии, глав ним органом которого сделалось гражданское вече. На нем теперь не только решались все важные дела, но к нему перешел и надзор за всеми действиями должностных лиц, который теперь должны были представлять свои годичные отчеты уже непосредственно народу, и которых народ мог даже смещать до срока в случае какой-либо провинности с их стороны. Другим учреждением, которое выиграло от этой перемены, была гелиэя, выборный народный суд, так как ему было передано блюстительство законов с надзором за самим народным вечем: предлагать народу новые законы дозволялось, лишь доказав негодность старых перед гелиэей, так что это учреждение, в котором сосредоточились и почти все судебные дела, получило очень важное значение в Афинах. Кимон, вернувшийся из похода в Спарту, задумал было отменить эту меру Эфиальта, но сам подвергся остракизму. Вскоре после этого главный виновник торжества демократии был убит.