ГЛАВА I.

Доисторический быт.

1. Понятие о культурном развитии

Люди не всегда жили, как живут теперь, да и в настоящее время не все народы пользуются одинаковыми искусствами и знаниями и имеют одинаковое общественное благоустройство. Образованность и гражданственность, все то, что принято называть культурой (культура значит обработка) явились не сразу и не у всех народов одновременно, а возникали и развивались постепенно, так что успехи людей в знаниях, искусствах и устройстве своей общественной жизни совершались медленно, с частыми остановками и даже с возвращениями назад, к более низким ступеням быта. Тем не менее, в общем человечество шло и идет вперед, совершенствовалось и совершенствуется, и это его совершенствование называется прогрессом. Не все народы одинаково рано выступили на путь культурного прогресса и не все шли одинаково быстро по этому пути. И в настоящее время существуют еще народы, которые мы называем дикими, потому что они стоят еще на самой низкой ступени развития, ходят нагими или одетыми в звериные шкуры, живут в каких-нибудь шалашах, занимаются лишь охотою на зверей или рыбною ловлею, имеют самый ограниченный круг понятий и знаний и не составляют больших обществ. (Наоборот, те народы, которые достигли известной образованности и гражданственности, мы называем народами культурными). Но и не все культурные народы находятся на одинаковом уровне развития. Нельзя, например, приравнивать китайцев, народ несомненно культурный, к европейцам, а потому иногда народы, значительно отставшие в своей культуре, называются варварскими в отличие от народов цивилизованным, которые достигли высшей ступени развития. Дикость, варварство и цивилизация суть как бы общие ступени, через которые проходит человечество в своем развитии. Задача истории и заключается в том, чтобы изобразить прошлую жизнь отдельных народов и всего человечества и показать, как совершалось их культурное развитие с древнейших времен до нашего времени.