Первобытная материальная культура

2. История и доисторическая археология

Главнейшим источником наших сведений о прошлой жизни составляют письменные памятники, оставленные прежде нас жившими людьми, т.е. все то, что было ими написано и сохранилось до нашего времени. Лишь из таких памятников с наибольшею обстоятельностью и достоверностью мы можем узнать, что когда делали люди, как жили и что думали. Поэтому настоящая история каждого народа начинается для нас лишь с той поры, когда являются у него первые произведения письменности. Такие свидетельства о прошлом у различных народов появились в разное время; например, у древних египтян за целые тысячелетия до Р. X., а у нас, русских, лишь в конце первого тысячелетия по Р. X. Чем раньше развивается народ, тем раньше оставляет и письменные памятники своего существования, и следовательно, тем раньше начинается для нас его история. Но человечество долго жило и развивалось, прежде чем возникла письменность, и явились первые достоверные свидетельства о судьбах отдельных народов. Отсюда деление жизни народов на исторические и доисторические времена, как и деление самих народов на исторические и неисторические. (К последним в строгом смысле относятся только дикари). Исследованием вопроса о жизни людей в те времена, о которых не сохранилось письменных известий, занимается особая наука, известная под названием доисторической археологии. Главнейшим источником наших сведений о доисторических временах являются вещественные памятники, оставленные людьми, т.е. постройки, орудия и утварь, украшения и т. п. Конечно, вещественные памятники исторических времен тоже имеют большое значение для науки, но все-таки не такое важное, какое принадлежит подобным памятникам в деле знания первобытного состояния человечества, потому что здесь они – единственные остатки прошлой жизни. Вещественные памятники доисторических времен находят преимущественно в земле, путем раскопок и хранят в музеях. На основании исследования этих памятников ученые установили деление доисторического времени на века или эпохи – каменный, бронзовый и железный.

 

3. Каменный век

Первыми орудиями человека, которыми он убивал животных для пищи, резал дерево, обтачивал кости и рога зверей, добывал огонь (высекая его), были крепкие камни (кремни), грубо обработанные в виде топоров, ножей, наконечников для копья и т. п. Такие орудия находят вместе с костями людей и диких животных, между прочим, мамонта (кости животных часто расколотыми или со следами от удара камнем или обжигания) в речных наносах и в пещерах, служивших человеку жилищем. С течением времени каменных орудия совершенствовались, и самый каменный век ученые делят поэтому на древнюю, среднюю и новую эпоху, или палеолитическую, мезолитическую и неолитическую (древнекаменную, среднекаменную и новокаменную). Орудия неолитической эпохи уже сделаны из более мягкого камня, хорошо отшлифованы, имеют пробуравленные отверстия для рукояток. Встречаются такие вещи уже не в одних пещерах, но и на местах так называемых свайных построек. Сначала люди жили в естественных пещерах, потом стали рыть себе пещеры, пользуясь для этого чаще всего крутыми берегами рек, а еще позднее жили в шалашах, которые для безопасности строили себе на сваях посреди воды (или на деревьях). Места таких свайных построек раскапываются археологами, которые находят здесь вместе с каменными орудиями уже и глиняную посуду, почти не встречающуюся в палеолитическую эпоху, кости не только диких зверей, но и домашних животных, а также обуглившиеся от пожара предметы из дерева и волокнистых растений, как то лодки и весла, сети и веревки. В подобных же раскопках встречаются и первые следы занятия людей земледелием – зерна растений и даже кусочки печеного хлеба. Люди каменного века уже чувствовали потребность в украшениях, которые и делали себе из раковин, костей и рогов, а на предметах из кости и рога даже пытались изображать животных, – первые следы зарождавшегося искусства. В неолитическую эпоху уже замечается забота людей о своих покойниках: многие предметы этой эпохи найдены в могилах вместе с человеческими скелетами, при чем сооружались эти могилы или над землей (дольмены), или в земле и очень часто покрывались земляными насыпями, курганами. Существование таких мест погребения умерших свидетельствует о существовании у людей неолитической эпохи религиозных верований.

 

4. Начало обработки металлов

Уже вместе с предметами неолитической эпохи находят бронзовые и железные вещи, которые начинают встречаться все чаще и чаще по мере того, как совершенствуются и другие находимые при раскопках предметы. У одних народов бронзовый век предшествовал железному, у других железный – бронзовому. Замечательно, что самые ранние металлические вещи, как то: топоры, наконечники копий и стрел и т. п. оказываются сделанными по образцу соответственных предметов из камня; но с течением времени бронзовый и железные орудия стали приготовляться разнообразнее и красивее, и вообще бронзовый и железный век уже указывают на высшую культуру. Для обработки металлов нужно было уже уметь хорошо пользоваться огнем. Сначала люди добывали огонь трением двух кусков сухого дерева или высекали огонь ударом кремня о кремень, но так как это было очень хлопотливо, то образовался обычай постоянно поддерживать огонь или хранить горячие уголья на очаге. Огнем пользовались не только для согревания себя, для приготовления пищи (так называемые в археологии кухонные остатки) и для отогнания ночью диких зверей, но и для обжигания глиняной посуды, пока не научились плавить и ковать металлы, что было великим шагом вперед сравнительно с трудною обработкою камня для топоров, ножей и т. п. Без бронзы и в особенности без железа трудно себе представить многие успехи техники, т.е. разных практических искусств и ремесел.

 

5. Наблюдения над бытом дикарей

Воссоздать картину доисторического быта культурных народов помогают нам наблюдения над бытом современных дикарей. Многие предметы, находимые при археологических раскопках, напоминают собою вещи, встреченные у дикарей со времени знакомства с ними европейцев. Особенно важное значение эти наблюдения имеют по отношению к вопросу о занятиях и образе жизни, об общественном устройстве и понятиях отдаленных предков исторических народов. Люди каменного века были сами дикарями, и потому, изучая быт теперешних дикарей, мы можем составить себе представление о том, как жили отдаленные предки культурной части человечества.

 

6. Перемены в образе жизни

Настоящая культурная жизнь возможна лишь в оседлом состоянии. Первыми соединениями людей были бродячие орды, питавшиеся плодами и кореньями растений, мясом убиваемых зверей и пойманных рыб. Это – быт звероловов и рыболовов, предшествующий быту скотоводов, который представляет собою уже шаг вперед в развитии образа жизни людей. С палеолитическими вещами находят только кости диких зверей, кости же домашних животных (собаки, коровы, овцы, козы, свиньи) встречаются лишь в неолитических раскопках. Приручение животных совершалось, конечно, постепенно и очень медленно, и некоторые домашние животные появились и особенно распространялись среди людей сравнительно поздно (например, лошадь). Пастушеские народы, как народы-охотники, тоже были обречены на кочевой образ жизни. Только переход к земледелию прикреплял человека к месту, приводил народ к оседлой жизни, к большему разнообразию занятий и к более сложным формам общественной жизни. Оседлая земледельческая жизнь есть одно из самых важных условий культурного развития. Бродячие орды и кочевые племена не имеют истории, потому что их жизнь очень проста и однообразна. Зачатки возделывания хлебных растений относятся еще к неолитическим временам, и земледелие обыкновенно соединялось с скотоводством и другими промыслами, каковы охота и рыбная ловля, если под руками были леса и воды. Лишь в земледельческих странах стала особенно развиваться обрабатывающая промышленность, существовавшая, впрочем, и в эпоху выделки каменных орудий, Наконец, только у оседлых народов получила большое развитие торговля (бывшая первоначально непосредственным обменом продуктов на продукты).