Источники наших знаний о древнейших временах

10. Значение раскопок для древнейшей истории

В XIX в. историческая наука обогатилась громадной массой знаний, благодаря изучению вещественных памятников исторических народов глубокой древности, с каковою целью были предприняты также раскопки на местах древних городов. Развалины храмов, дворцов, усыпальниц в странах древнего Востока, равно как и мелкие предметы, найденные при раскопках, не только свидетельствуют сами по себе о степени культуры сделавших их людей, но получают еще особое значение потому, что были покрыты изображениями и надписями. Письмена, на которых сделаны эти надписи, удалось ученым после массы потраченного труда и остроумия разобрать, и теперь они читаются, открывая перед нами знание эпох, о которых не сохранилось известий книжного характера. Археологические раскопки подобного рода имеют и еще одно значение. Нахождение в одном месте предметов, сделанных в других местах (или по образцу этих предметов), свидетельствует о сношениях между такими народами или о влияниях народов одних на другие в такие времена, о которых не сохранилось никаких письменных известий, или же указывают на совершавшиеся народами переселения.

11. Миграции народов

Исторические народы не всегда жили на тех местах, где их застает история. Некоторые народы считали себе исконными уроженцами (автохтонами) своих стран, но другие сохраняли память о том, что некогда они жили в других местах и лишь впоследствии переселились в данную страну. Предания о таких переселениях, или миграциях мы находим у многих народов, хотя предания эти, как и вообще предания о ранних временах, обыкновенно полны вымыслов. Подобные переселения и расселения народов по новым местам происходили и в доисторические времена, и на всем протяжении истории. Народы, похожие один на другой по физическому типу, по языку и т. п., оказываются иногда отрезанными один от другого большими пространствами, что свидетельствует о бывших когда-то миграциях. При этом, конечно, пришельцы всегда в большей или меньшей степени смешивались с туземцами. Одним из средств узнать древнейшие расселения народов является сравнительное языкознание.

12. Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

Человеческая речь есть один из самых старых памятников истории. Хотя звуки слов с течением времени и изменяются, науке о языке, или лингвистике нетрудно бывает уловить законы этих изменений. В XIX в. ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собою и что в таком случае они происходят от одного общего корня. Этим устанавливается и родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках, как бы ни была велика чуждая к ним примесь. С другой стороны, если у разных родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т.е. не заимствованное, что ученые умеют отличать), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у последних было данное слово, то существовало и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики, помогает осветить древнейшую жизнь и фольклор, как принято называть теперь изучение народных песен, пословиц, загадок, игр, обрядов, обычаев и т. п. Оказывается, что многое здесь очень древнего происхождения и что в форме, например, игр сохранились следы языческих культов, а в обрядах – отражения давно минувшего быта. В современной науке принято называть такие случаи бессознательного сохранения следов давно исчезнувших форм жизни переживаниями или пережитками. Например, существование в свадебном обряде притворного похищения невесты указывает на то время, когда брак совершался путем насильственного увода девушек и т. п.

13. Помощь антропологии

Решению разных вопросов, касающихся доисторических времен, помогает еще особая наука, известная под именем антропологии. Эта наука изучает человека, взятого со стороны его физического строения и вида (скелет и череп, цвет кожи и волос и т. п.), которые не у всех народов одинаковы. Антропология делит род человеческий на отдельные расы (которых принимается главным образом три: белая, желтая и черная) и между прочим определяет принадлежность народа к той или другой расе по особенностям черепа. В могилах доисторического времени и исторических эпох находят много человеческих костей, преимущественно черепов, и по ним ученые определяют, к каким народам или расам могли принадлежать люди, оставившие по себе следы в изучаемых местах погребения. Кроме того, сделанные человеческими руками изображения людей (или богов в человеческом образе) помогают равным образом разбираться в антропологических вопросах истории, потому что тоже указывают на известные физические типы, которые воспроизводились в этих изображениях.

14. Значение исторических преданий

Пока не существовало научных пособий антропологии и археологии, лингвистики, фольклора и изучения быта дикарей, при определении древнейшей истории народов приходилось довольствоваться почти исключительно собственными их преданиями, в которых истина всегда перемешивается с вымыслом, а иногда даже и совсем им затемняется. Но и независимо от того, что в подобных сказаниях хранятся отголоски действительных событий, предания народа составляют часть ею миросозерцания, а потому характеризуют его духовную физиономию. Наконец, многие поэтические сказания обнаруживают свое происхождение от более древних мифов и потому входят в состав фольклора. Древние историки, не бывшие очевидцами описываемых событий или не имевшие о них достоверных письменных известий, писали большею частью на основании народных поэтических сказаний, и так называемой исторической критике, стоило немалого труда определить, когда же письменные известия о древних временах получают хотя бы некоторую только достоверность.

15. Ненадёжность древнейшей хронологии

Трудный вопрос в древнейшей истории каждого народа – точное определение времени совершавшихся событий. Современные христианские народы ведут свое летосчисление (хронологию) от Р. X., но у древних народов общего счета годов не было, да и отдельные народы не всегда имели определенную хронологическую систему. Вместе с этим многие события приурочивались к тому или другому времени лишь гадательно и приблизительно. Вот почему ученые не всегда согласны между собою в древнейшей хронологии, и, например, в определении древности достоверной истории Египта историки расходятся между собою на тысячу и больше лет.