220. Развитие положительных знаний

Положительные знания в эпоху политического упадка Греции тоже продолжали развиваться, особенно после Аристотеля, который своими трудами по естествоведению много содействовал более совершенной обработке разных отраслей науки. В первой половине III в. живший в Александрии Эвклид первый дал систематическое изложение геометрии. Математические знания в эту эпоху настолько усовершенствовались, что для обучения им стали заводить особые училища, где преподавалось приложение математики к кораблестроению, к сооружению стенобитных машин и т. п. Большие услуги оказал также математике и физики (особенно механике) сиракузянин Архимед, живший во второй половине III века. Астрономия и математическая география весьма многим обязаны александрийскому ученому Эратосфену (275–194), основателю верного времяисчисления (вместе с тем придавшему научный характер землеведению и народоведению), и Гиппарху (во II в. до Р. X.). Позднее (во II в. по Р. X.) жил Птолемей, который создал астрономическую систему, получившую его имя (птолемеева система) и господствовавшую в науке до великого открытия Коперника (в XVI в.); по этой системе, солнце, луна, планеты и звезды вращаются вокруг неподвижной земли. Большое значение для расширения географических, этнографических и естественноисторических знаний имели завоевательные походы Александра Македонского и проложенные им новые торговые пути. Сам Александр потратил немало средств на обогащение и разработку сведений по зоологии и ботанике, но главное значение в развитии положительных знаний принадлежит александрийскому Музею.

 

221. Александрийский Музей

Уже первый эллинистический царь Египта из династии Птоломеев, Птолемей Сотер, основал в своей столице Александрии знаменитый Музей (учреждение, посвященное музам), который при его преемниках, благодаря их щедротам, сделался главным центром учености и высшего образования. Обширные и роскошные здания александрийского Музея, бывшие как бы продолжением царского дворца, заключали в себе три разных учреждения. Во‑первых, здесь было нечто вроде академии наук и высшего учебного заведения с квартирами для ученых и с залами для научных занятий. Во‑вторых, Музей обладал громадной библиотекой, где собрано было множество (около 700 т.) рукописей на разных языках. Наконец, тут же было хранилище разных коллекций, необходимых для научных занятий, или музей в нашем смысле слова. Птолемеи не жалели денег на эти учреждения. На полном казенном содержании в Музее жили ученые и стихотворцы; множество переписчиков было непрерывно занято перепискою книг. Коллекции музея постоянно обогащались новыми предметами, и особый зверинец заключал в себе массу редких животных. Александрийские ученые занимались, кроме математики, механики, астрономии, географии, зоологии и ботаники, многими другими науками. Благодаря александрийским ученым, сделаны были значительные успехи в анатомии и медицине. Громадная библиотека давала возможность с успехом предаваться изучению литературы. Ученые критики занимались очищением текста греческих писателей от ошибок и позднейших вставок, толковали смысл непонятных мест и вообще составляли примечания к произведениям литературы, производили оценку их достоинств и недостатков и т. п.; с этим было связано и изучение языка (грамматика). Кроме того, александрийские филологи, изучая древние образцы, стали и сами подражать им, имея, впрочем, в виду читателей не из народа и даже не из образованной публики, вообще, а из своей же только среды. Оригинальною особенностью литературы в александрийскую эпоху был реализм, отразивший на себе вообще все тогдашнее научное движение. Наконец, александрийские ученые занимались также и историей.

 

222. Эллинизм и восточные культуры

Греческая культура не могла не оказывать влияния и на туземное население Востока, и греческий язык стал распространяться среди варваров. Даже самое слово «эллин» несколько изменило свое значение и стало обозначать не столько человека греческого происхождения, сколько человека греческого образования. Иногда туземцы прямо писали по‑гречески. В III в. египетский жрец Манефон составил на этом языке историю Египта, от которой до нас дошли лишь отрывки. Современник его, халдейский жрец Бероз по‑гречески же написал сочинение по истории Вавилона, тоже сохранившееся лишь в отрывках. Многочисленные евреи, жившие в Александрии, совсем стали забывать свой язык, и потому потребовался греческий перевод еврейских священных книг, сделанный семьюдесятью толковниками. Со своей стороны, и греки не могли не испытать на себе влияния Востока, живя среди народностей, державшихся иных взглядов на мир и человека, и между греками стали распространяться религиозные представления восточных народов.