ГЛАВА IX

 

Внутренняя история Рима до IV века

 

II. Римские учреждения до начала V века

 

231. Древнейшее устройство Римского государства

В Италии, как и в Греции[1], государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы (рамнов, тициев и люцеров), что соответствует афинскому делению на филы и указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии (ср. афинские фратрии), которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов (gentes). Все роды, курии и трибы имели своих главарей («отцы», курионы, трибуны), бывших вождями на войне и предстателями пред богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи (familiae) каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка (pater familias) имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть (patria potestas) прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, хотя бы они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья его делались сами такими же домовладыками и получали право опеки (tutela) над матерью и незамужними сестрами: женщины были как бы обречены на вечное несовершеннолетие. Домашний культ был тоже в руках домовладык. Далее, только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курии или куриатными комициями (comitia curiata). Во главе государства стоял царь (rex), бывший как бы отцом всего государства; его высшим жрецом, военным вождем и судьею. Власть царя была пожизненною, и новый царь выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Римский царь, – не так, как древние цари у греков, – пользовался очень большою властью, которая называлась империум (imperium); при всей своей неограниченности она, однако, должна была быть закономерною (imperium legitimum), т. е. сообразоваться с существующими законами и обычаями. Символами империума были секиры и пучки прутьев, которые несли перед царем во время исполнения им своих обязанностей 12 ликторов. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или «отцов»), называвшимся сенатом; по числу родов к римском сенате таких «отцов» было триста. Это собрание созывалось лишь царем, и его решения не были обязательны для царей, но обыкновенно последние правили всегда в согласии с отцами‑родовладыками. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Войско римское набиралось из одинакового числа всадников и пеших воинов от каждой трибы (по ста и по тысяче), над которыми начальствовали трибуны. Наконец, общий строй Рима отличался большим развитием дисциплины.

 

232. Римские сословия

Первоначально римский народ (populus romanus), т.е. полноправное гражданство Рима составляли одни потомки первых жителей города. Однако, уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые на первых порах должны были становиться под защиту и покровительство какого‑либо рода, делаясь при этом как бы его частью и даже принимая его общее имя. Это были клиенты («послушные»), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном (от слова pater). Многие такие переселенцы становились под покровительство царя и образовали особый класс населения в Риме. Когда число пришельцев увеличилось, и когда римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан и свободный, но бесправный люд, не считая подневольных клиентов. Первые назывались патрициями (от слова (pater), второй – плебсом (plebs) или плебеями[2]. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда и не принадлежали, строго говоря, к патрицианскому культу. В Риме существовали общинные земли (ager publicus), которыми распоряжались одни патриции; от них только одних и могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Между тем плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати. Они были очень недовольны своим положением и впоследствии вступили в борьбу с патрициями за равноправность.



[1] Вообще полезно сравнивать римские учреждения и их развитие с греческими.

[2] Сравнивая римское деление населения с афинским, мы могли бы сказать, что патриции соответствуют эвпатридам, а плебеи метекам.