233. Реформа Сервия Туллия

В середине VI в. в положении плебеев произошла важная перемена. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима и таким образом предпоследним в ряду римских царей. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с участками земли, оценявшимися в 100 т., 75 т., 50 т., 25 т. и 12,5 т. ассов. (Асс стоил около 500 года копеек 15 на русские дореволюционные деньги; сто тысяч ассов равны 15 тысяч руб.) Каждые пять лет должен был совершаться ценз, т.е. распределение граждан по классам. Чем зажиточнее были граждане, тем лучше они должны были быть вооружены (на собственный счет) для войны и больше платить налогов. И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях (comitia centuriata). Это название произошло из того, что весь народ был еще разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, т.е. больше половины (причем 18 было конных, 80 пеших) приходилось на первый класс, по 20 – на второй, третий и четвертый, 30 – на пятый, 4 – на ремесленников и одна – на всех неимущих (пролетариев), освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос положительный или отрицательный на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось за общий её голос. Таким образом всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции – спуститься до одного из низших. Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение как самого города, так и тогдашней его области на участки, получившие название триб; их было в городе четыре, вне города 17 (позднее 31). Новые местные трибы заменили собою старые родовые, как это было и в Афинах с филами по законодательству Клисфена.

 

234. Отдельные права римских граждан

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Патрицианские комиции по куриям продолжали существовать и сохраняли свое прежнее религиозное значение. И долгое еще время после реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве (jus honorum) и вступать между собою в браки (jus conubii), так что дети, происходившие от неравных браков, не могли принадлежать к патрицианским родам. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по‑прежнему право распоряжения государственными землями.