21. Начало монашества

Эпоха усиленной разработки церковного учения и установления отношений между церковью и государством была также временем распространения и упорядочения монашества. Еще в первые времена христианства среди верующих стали выделяться люди, стремившиеся к высшему духовному совершенству, давая обеты воздержания и бедности и проводя жизнь в молитве и других подвигах благочестия. Такие подвижники, или аскеты, отказывавшееся от радостей жизни и удручавшие свою плоть, сначала не удалялись из мира, но в конце III в. стало развиваться отшельничество, или пустынножитие, т. е. удаление из населенных мест в горы и пустыни (анахореты, еремиты). Такой обычай возник ранее всего на Востоке, именно в Египте, где первый пример отшельничества был подан преподобным Антонием Великим (ум. в 336 г.). Антоний нашел многочисленных последователей, так что к концу его жизни вокруг пещеры, в которой он жил, стали селиться и другие пустынники. Так образовалась первая община отшельников, живших отдельно друг от друга, но подчинявшихся одному наставнику, который стал называться впоследствии отцом (евр. αββα, откуда аббат). Несколько позднее образовались общины, в которых жизнь и работа велись сообща; такие общины получили название киновий или монастырей. Первым основателем собственно монастырей считается преподобный Пахомий, умерший в IV в. (тоже в Египте). Он устроил несколько таких общин, дав им и обязательные правила, касавшиеся всех сторон жизни (напр., одежды, пищи, работы, подвигов благочестия и т. п.). Из Египта монашество распространилось в других странах, прежде всего в Палестине и Сирии. Между прочим, распространению его на Востоке немало способствовал Василий Великий, давший ему весьма строгий устав, который впоследствии вошел на Востоке во всеобщее употребление. На Западе монашество явилось гораздо позже и сначала было встречено населением враждебно. Родоначальником западных монастырей был Бенедикт Нурсийский, который в первой половине VI в. основал первый настоящий монастырь в Монте-Кассино. Он дал своим монахам устав, вводивший в монастырскую жизнь более деятельное направление сравнительно с чисто созерцательным направлением, господствовавшим на Востоке. Между прочим, бенедиктинские монахи с особым рвением занялись перепискою книг. С течением времени монастыри получали все большее и большее значение в жизни общества. Сначала иноки из смирения воздерживались принимать священство, но потом из них стали особенно охотно брать даже и на высшие церковные должности. Во время борьбы с ересями многие из монахов прославились защитою православия, а иные сильно содействовали и распространению христианства своею проповедью евангелия среди язычников. Из монастырей же шла характеризующая все средние века проповедь аскетизма, т. е. презрения к плоти и миру во имя высшего нравственного совершенства. Кроме того, монахи широко занимались благотворительностью. Благочестие верующих выражалось не только в принятии монашества, но и в многочисленных отказах от собственности в пользу монастырей, которые поэтому постепенно превратились в крупных землевладельцев.