27. Упадок образованности

В первые века христианства школьное образование в Римской империи оставалось светским и языческим, и даже великие отцы церкви IV и V вв. получили образование в языческих школах. Высшие христианские училища существовали лишь в немногих местах (в Александрии и в Антиохии). В VI в. древняя образованность начала приходить в упадок, особенно на Западе. С одной стороны, научным и литературным занятиям сильно повредили бедствия, которым подвергалась с IV в. Римская империя, – нашествия варваров, беспорядки, ими вызывавшиеся. В этом отношении Византия была счастливее Запада и лучше могла сохранить умственное наследство древнего мира. С другой стороны, в это время последовало закрытие светских школ, преподавание в которых было слишком проникнуто прежним духом, как это, по крайней мере, многим казалось; некоторые даже думали, что заниматься светскою наукою и литературою, обязанными своим происхождением язычникам, большой грех. На такую точку зрения становились часто и монахи, вообще осуждавшие всякий интерес к этому греховному миру. Одновременно с тем, как на Западе общество все глубже и глубже погружалось во мрак невежества, и на Востоке вся образованность начала принимать совершенно новый характер. Умственные интересы не только ученых или духовенства, но и всего общества стали сосредоточиваться преимущественно на богословских спорах. Светская литература измельчала, потому что лучшие духовные силы общества направились в сторону религии. Красноречие, всегда бывшее в почете у греков, нашло новое применение в церковной проповеди, создавшей в эту эпоху замечательные образцы (Иоанн Златоуст). Люди с поэтическим талантом составляли священные песнопения, которыми стало украшаться богослужение (Роман Сладкопевец в VI в.). Вне этих областей всякое духовное творчество иссякло и заменилось простым компиляторством. Произведения древних превратились в неиссякаемый источник разного рода выписок, сокращений, толкований, большею частью лишенных всякой оригинальности.

Этим направлением впоследствии особенно отличалась ученая и литературная деятельность византийцев, но и это все‑таки было лучше того, что происходило на Западе, где даже разучились правильно писать по‑латыни, а греческий язык мало‑помалу и совсем позабыли. На Западе последним представителем древней образованности был Боэций, казненный за государственную измену Теодорихом остготским (525). Он в сущности занимался составлением сокращенных изложений и толкований греческой философии, и его учебники долгое время были главным источником, из которого на Западе почерпали всю светскую мудрость. (Сочинение Боэция «Об утешении философией» сделалось одною из наиболее популярных книг того времени).