Папство в VIII веке

62. Отношение пап к иконоборчеству

Во время гонений на иконы и на их почитателей константинопольскими патриархами делались сторонники этой политики. На Западе церковный спор, вызванный появлением иконоборчества, не имел вообще большого значения, папы же выступили ревностными защитниками православия против иконоборческих императоров. Это еще более подняло их авторитета в глазах верующих и дало им возможность увеличить свою независимость от еретических государей.

Современником Льва Исавра на папском престоле был Григорий II (715–731), который отказался повиноваться императорскому распоряжению об иконах, признал вмешательство светской власти в церковные дела незаконным и объявил иконоборчество ересью, отлучив от церкви иконоборческого патриарха. Население византийской Италии смотрело на него, как на своего защитника против еретического императора, и значительная часть византийских владений на полуострове с городом Равенной предпочла даже отдаться под власть лангобардов.

Преемники Григория II держались того же направления, и торжество православия в Византии было и торжеством папства, оставшегося верным православию.

 

63. Усиление папства при Григории II

При папе Григории II вообще значение римского епископа усилилось еще более, чем прежде. Ему приходилось выбирать между византийцами и лангобардами, оспаривавшими между собою господство над Италией, но он не становился решительно ни на ту, ни на другую сторону, тем не менее заставляя лангобардов действовать в свою пользу. Король лангобардский (Лиутпранд) после завоевания Равенны даже подарил ему один город (Сутри), чем и положил первое начало светской власти пап.

Кроме того, при Григории II началось обращение в христианство языческой Германии, при чем просветитель Германии, святой Бонифаций, перед отправлением на свою проповедь дал папе письменную клятву подчинить германскую церковь Риму.