IV. Основание славянских государств

126. Внутренний быт славян

С самого начала своего появления на историческом поприще славянские племена находились в худших условиях жизни, чем германцы. Во‑первых, менее благоприятными были физические условия занятых ими стран – безграничные равнины, болота, леса, суровый климат. Во‑вторых, и культурные условия были хуже – долгое соседство лишь с народами, стоявшими на очень низкой ступени развития. В‑третьих, вследствие этого славяне и историческими условиями были поставлены в такое положение, что позже, чем германцы, могли воспринять начатки христианской образованности и гражданственности. Занимаясь тем, чем позволяла природа той или другой области: где – земледелием, а где звероловством (противоположность русских полян и древлян), они жили перед вступлением своим в историю приблизительно в таком же быту, в каком находились и германцы в I в. по Р. X., пожалуй, даже еще более сохраняя черт отдаленной старины. У них родовые отношения отличались большею крепостью, чем у германцев, а рабство совсем не было развито. Славяне жили родовыми общинами, в которых господствовало равенство членов под властью одного старшины и которые сообща владели своею землею, при чем все принимали участие в общей работе. Византийские писатели говорили, что славяне «живут в демократии и решают дела сообща». Между соседними родами часто существовала вражда, которая не прекращалась и в случае соединения отдельных родов в племена. В этих племенах, как и у германцев, мы находим и князей, и вече, и дружины. На вечах часто происходили схватки, так как участники не хотели подчиняться большинству. Подобно германцам, славяне жили поселками, а города были лишь местами, огражденными частоколом или валом, где в случае нападения они прятали свои семьи, скот и другое имущество. Кроме внутренних раздоров, славян ослабляли соседи, часто их покорявшие (германцы, гунны, авары и т. п.). Общей религии у славян при такой разрозненности тоже не было. Сама эта религия соответствовала родовому быту, так как в ней большое значение принадлежало почитанию предков, покровителей семьи и рода (домовой и чур). Боги природы у разных племен были разные (Сварог – бог неба; Перун – бог молнии и грома; Дажьбог – бог солнца и т. д.). Храмов и идолов у большинства славян не существовало, равно как и жреческого сословия (кроме балтийских славян, у которых были и жрецы, и идолы, и храмы, но много позднее). Поэтому христианство распространялось между славянами очень легко, и только у балтийских славян язычество оказало сильное сопротивление христианской проповеди.

127. Исторические судьбы славянского племени

В отношении исторической судьбы славяне могут быть разделены на четыре категории. Одни из них отдельными семьями, родами или дружинами переселялись в Византийскую империю, где постепенно эллинизировались. Это началось в VI в. и тянулось до IX. В середине IX столетия другие славяне стали основывать самостоятельные государства и на юге (Болгария), и на западе (Великая Моравия), и на востоке (Русь), после чего появились и другие славянские государства. Около того же времени возникло государство венгерское, в состав которого вошла, сохранив в нем свою национальность, третья часть славян. Наконец, четвертая группа подверглась немецкому завоеванию и германизации, преимущественно с XII в.