41. «Порча церкви»

Другую категорию причин недовольства составляют те, в которых на первом плане стояло оскорбленное или неудовлетворенное религиозное чувство. Над суевериями и пороками духовенства можно было издеваться, если они были смешны; но можно было по поводу их и негодовать, раз ими оскорблялось религиозное чувство; так, напр., относился к современному состоянию церкви Савонарола. В XIV и XV вв. везде громко говорили о «порче церкви в главе и членах», смущавшей верующую совесть. Авиньонские папы (1308 – 1378) вели жизнь развращенную; потом около сорока лет продолжался Великий раскол католической церкви, когда двое пап, авиньонский и римский, изобличали друг друга в зазорном поведении (1378 – 1414). По возвращении в Рим папы превратились в чисто светских государей по образцу других итальянских князей эпохи возрождения. Когда выбирали на папский престол Энея-Сильвия Пикколомини (Пия II), то говорили, что выбирают поэта, и что он будет управлять церковью не по её канонам, а по правилам мифологии. Сикст IV (1471 – 1484) вел войны, участвовал в политических заговорах, обогащал своих родных (непотов, откуда «непотизм») на счет церкви. На рубеже XV и XVI вв. на папском престоле сидел Александр VI Борджиа (1492 – 1503), сын и дочь которого (Цезарь и Лукреция) прославились своим развратом и злодеяниями, За ним вскоре следует Юлий II (1503 – 1513), «Pontifex Maximus Caesar», папа-воитель, стремившийся сделаться государем всей Италии; когда он умер, во Франции появился памфлет о том, как Юлия II в одеянии военачальника не узнал ап. Петр у дверей рая, и как папа хотел мечом проложить туда себе дорогу. Наконец, папа, при котором началась реформация, был Лев X Медичи (1513 – 1521), гуманист, учившийся у вольнодумцев, сам неверующий, любитель увеселений и роскоши, устраивавший в своем дворце пиры, маскарады и театральные представления. Таковы были «наместники Христа» во второй половине XV и начале XVI вв. A между тем теория папской власти еще в XVI в. договорилась до положения, что папа есть земной Бог. Папская курия сделалась также чисто коммерческим учреждением, торгуя всем, от епископских мест до отпущения грехов. «Порча церкви в главе» распространилась и на «членов», т. е. на духовенство.