46. Мистическая реформа

Мистическое направление реформации выразилось в образовании разных сект как в конце средних веков, так и в XVI и XVII столетиях. Особенность этого направления заключалась в вере в новые откровения, кроме Св. Писания. К числу таких религиозных движений принадлежала, напр., в XIII в. проповедь «Вечного Евангелия». Последователи этого учения веровали, что за Ветхим и Новым заветами Бога Отца и Иисуса Христа должно последовать новое откровение Св. Духа: это и было «Вечное Евангелие». Мистики не придавали значения церкви и её таинствам, как это видно из примера флагеллантов XIV в., которые каялись в грехах друг другу, подвергая себя взаимному бичеванию. Главное у мистиков было во внутреннем настроении единичной души, вступающей в непосредственное общение с Богом. Лучше всего такое религиозное настроение выразилось в книге Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Многие сектанты веровали в особое внутреннее откровение, совершающееся в силу особенного озарения единичной души Божиею благодатью. Среди чешских «гуситов» в первой половине XV в. были и сектанты с таким направлением. Из них так называемые николаиты (или адамиты) верили в наступление тысячелетнего царства Иисуса Христа и святых на земле, т. е. принадлежали к так называемым милленариям или хилиастам (от лат. и греч. millennium и χιλιοιтысячелетие и тысяча) Подобно проповедникам «Вечного Евангелия», хилиасты ожидали наступления на земле царства Божия, уничтожения сословного неравенства и частной собственности и какой бы то ни было духовной власти; учить народ и от имени общины молиться за нее мог всякий, кто чувствовал в себе пророческий дар. В эпоху реформации с этими чертами мы встречаемся в сектах, которые известны под общими названиями анабаптистов (перекрещенцев) в XVI и индепендентов (независимых) в XVII веке.