54. Реформация и политическое движение XVI века

Реформационное движение не было исключительно религиозным. Опору и силу в отдельных странах придавали ему разные чисто политические события и общественные движения, совпавшие с реформацией по времени. Жизнь ставила в разных странах вопросы о государственном устройстве или о взаимных отношениях между отдельными классами общества, и все эти чисто политические и социальные вопросы, не имевшие прямого отношения к реформации, могли бы решаться без всякого отношения к делам веры и церковной жизни, но только не в такое время. Во-первых, благодаря мирскому могуществу средневековой церкви, то или другое решение указанных вопросов не могло обойтись без участия духовенства. Во-вторых, у самой реформации была политическая и социальная сторона – все эти вопросы о взаимных отношениях церкви и государства, о положении духовенства в обществе, о церковном землевладении, о десятине и т. п. В-третьих, государственные и общественные деятели эпохи для оправдания своих стремлений и поступков нуждались в известных принципах. Эти принципы мог бы дать гуманизм, – и до известной степени он их давал, – но они были еще мало разработаны, а главное – обществу, в особенности же народным массам, были более понятны религиозные идеи, ссылки на волю Божию, на закон Божий. Католики находили выражение этой воли в учениях церкви, протестанты – в Библии, сектанты – в новых откровениях и пророчествах. Все это, вместе взятое, и связало воедино политические и социальные движения с религиозными. Поэтому и в самой реформации играли роль не одни бескорыстные стремления к правде и убеждение в истинности того или другою ответа на религиозный вопрос, но и практический интерес, т. е. политический или экономический расчет. Многие государи нашли для себя выгодным освободиться от папы, поставить в зависимость от себя местное духовенство, сделаться господами своих подданных и в духовных делах, обогатиться секуляризацией церковной и монастырской собственности, и во многих случаях реформа шла сверху, совершалась по почину власти. В других случаях движение начиналось снизу, от народа или отдельных его классов, и принимало тогда характер революции. Случалось и так, что возникало два течения – и сверху, и снизу, и между ними происходила борьба. Все это можно проследить на истории отдельных стран в эпоху реформации, но, кроме того, немало зависел ход реформации и от международных отношений.