Реформация в Пруссии, Дании и Швеции

72. Реформация в Пруссии

Первою страною, принявшею реформацию вне тогдашней Германии, была Пруссия, образовавшаяся из владений Тевтонского ордена. Этот орден в конце средних веков находился в борьбе с Польшею, которая в середине XV века отняла у него значительную часть его владений. Не имея возможности поддерживать независимость ордена от Польши и в то же время будучи затронут лютеранской проповедью, гроссмейстер Альбрехт Бранденбургский признал себя вассалом польского короля Сигизмунда I, но уже не в качестве гроссмейстера духовно-рыцарского ордена, а в качестве светского герцога прусского (1525). Эта секуляризация Пруссии сопровождалась введением в ней лютеранства. (Этому примеру в 1561 г. последовал гроссмейстер Ливонского ордена Кеттлер, первый герцог курляндский).

73. Реформация в Дании и Швеции

В двадцатых же годах XVI века реформация была введена в обоих скандинавских государствах, и здесь она тоже стояла в связи с политическими изменениями.С конца XVI в. Дания и Швеция по так называемой Кальмарской унии находились под властью одного короля, но в этой унии первенствующее место принадлежало Дании, чем шведы были очень недовольны. В эпоху выступления Лютера в обоих государствах царствовал жестокий Христиан II, который своими казнями недовольных шведов («стокгольмская бойня» 1520 г.) вызвал против себя народное восстание в Швеции под предводительством Густава Вазы, избранного вслед за тем на шведский престол (1523). Датчане тоже низложили Христиана II и избрали на его место шлезвиг-голштинского герцога Фридриха (1523). Кальмарская уния, таким образом, распалась. Нуждаясь в материальных средствах и стремясь усилить свою власть, оба новые короля очень желали завладеть церковными имуществами и кстати ослабить тем самым духовенство, сделавшееся слишком могущественным. В этой секуляризационной политике и Густав Ваза, и Фридрих I одинаково искали поддержки у дворянства, с которым потом и поделились церковными землями. Но и в Дании, и в Швеции для проведения этого дела потребовалось созвание сеймов (в Оденсе и в Вестеросе в 1527 г.), на которых и были сделаны первые постановления, поведшие к введению в скандинавских государствах лютеранского вероучения. Несколькими годами позднее очередь дошла и до Англии.