Реформация в Англии

74. Англия перед началом Реформации

В Англии реформация подготовлялась действием тех же причин, которыми она вызывалась и в других местах, именно национально-политической оппозицией против Рима и социальной оппозицией светских сословий против духовенства, но собственно религиозное недовольство католицизмом сначала было в Англии слабо. Нерасположение к хозяйничанью папской курии и к господству духовенства проявлялось уже давно в парламенте, но сдерживалось королевскою властью, которая имела свои интересы оставаться в союзе с церковью. Со времени войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485) и восшествия на престол династии Тюдоров парламент утратил свое значение, и, наоборот, королевская власть усилилась. Вообще со времен великой хартии вольностей (1215) и возникновения парламента (1265) никогда в Англии короли не достигали такой власти, как в царствование династии Тюдоров (1485 – 1603). Война Алой и Белой Роз ослабила феодальную аристократию, на которой держалась вся сила парламента. В начале царствования первого Тюдора (Генрих VII) в верхней палате было только 29 светских лордов, и новая династия создала около 150 новых пэров, преимущественно из придворной знати, преданной королевской власти. Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты. Междоусобие двух Роз сопровождалось насилиями и нарушениями права со стороны победителей, и парламент часто делался лишь простым орудием в руках партий, захватывавших власть. Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Вот каковы были политические отношения в Англии в начале реформации.

 

75. Отпадение Англии от Рима при Генрихе VIII

Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII (1509 – 1547). Это был государь, отличавшийся большим своеволием и жестоко расправлявшийся с неугодными ему людьми. Получив некоторое богословское образование, он вступил в полемику с Лютером в защиту семи таинств, за что получил от папы титул «защитника веры», а так как Лютер отвечал ему грубо и резко, то король страшно ожесточился против его последователей в Англии и прямо велел сжигать их на кострах. Эта ревность к католической церкви заменилась совершенно другим отношением, когда папа Климент VІІ не дал своего согласия на развод Генриха VIII с теткой Карла V, Екатериной Арагонской. Брак Генриха VIII с этой испанской принцессой был заключен в эпоху союза Англии с Испанией против Франции; но от Екатерины у английского короля не было детей мужеского пола, и вдобавок ему понравилась фрейлина его жены Анна Болейн, на которой он захотел жениться.

Отказ папы разрешить развод и вступление в новый брак до крайности раздражил английского короля, и он уже не сдерживал более проявлений неудовольствия против папства и духовенства и в парламенте, и в нации. Послушное английское духовенство развело короля с первою его женою и разрешило его брак с Анною Болейн (1530). За этим последовал ряд парламентских статутов, которыми по частям были отменены права папы в Англии, а в 1534 г. особым актом о верховенстве король был объявлен главою английской (или англиканской) церкви, т. е. на него были перенесены прежние права папы. При этом и лютеране, и «паписты», не желавшие признавать короля главою церкви, подвергались казни (между ними Томас Мор). Вскоре за тем Генрих VIII в сотрудничестве с канцлером Томасом Кромвелем, «молотом монахов», секуляризировал все монастырские имения, составлявшие треть земель всей Англии. Аббаты упраздненных этих монастырей исчезли из верхней палаты, а вновь назначенных светских лордов король наградил землями, отобранными у монастырей. Секуляризация монастырской собственности тоже была утверждена парламентом.

Объявление короля главою церкви и отобрание в казну громадного количества поместий только еще более усилили королевское могущество, и произволу Генриха VIII не было потом никаких пределов. Новый глава англиканской церкви, опираясь на послушный парламент, начал теперь изменять догматы и обряды то в одном, то в другом направлении и казнить тех, которые не хотели подчиниться такой реформации. Сам Генрих VIII находился при этом под влиянием то тайных папистов, то тайных лютеран. Кромвеля он казнил, подозревая его в сочувствии к лютеранству, и архиепископ кентерберийский Кранмер, втайне бывший протестантом, не осмеливался в церковных и богослужебных преобразованиях слишком отклоняться от католицизма. Своевольный король вступал в новые браки (в общем у него сменилось шесть жен), разводясь с прежними женами и даже посылая их на плаху.

Портрет Генриха 8. Гольбейн

Портрет английского короля Генриха VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший

 

76. Англиканская церковь

Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом. Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак. Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами. Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры.

 

77. Реакция при Марии Кровавой

Эдуард VI умер шестнадцати лет, и ему наследовала его старшая сестра (дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской) Мария (1553 – 1558), фанатичная католичка, вступившая в брак с таким же фанатиком Филиппом II Испанским, сыном Карла V. Послушный парламент отменил при ней все реформы в церкви и восстановил папскую власть в Англии. Но Марии не удалось возвратить монастырям имущества, розданные при её отце и брате новым владельцам. Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. За свою жестокость Мария даже получила название Кровавой, но крутыми мерами она только отвратила народ от католицизма. Когда она умерла, после короткого царствования, ей наследовала другая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета (1558 – 1603).

Мария Кровавая, королева английская

Мария Тюдор, королева Англии (1553-1558). Портрет кисти Антониса Мора, 1554

 

78. Утверждение англиканизма

Новая королева в глубине души была более католичкою, чем протестанткою, но её положение заставило ее защищать реформацию. Католики не признавали брака её матери с Генрихом VIII за законный, а потому отвергали и её права на престол. Сам её отец в разное время смотрел на нее неодинаково: старшая сестра ее ненавидела. В народе на нее, наоборот, возлагали большие надежды. Елизавета отличалась большим умом и широким гуманистическим образованием, а вместе с тем и замечательною силою воли, соединенною с властолюбием. По вступлении на престол она, тоже посредством парламентских актов, восстановила англиканскую церковь в том виде, какой последняя получила при Эдуарде VI. Отказавшись, как женщина, от иерархического титула «главы церкви», она приняла равносильный титул «верховной правительницы церковных и светских дел». «Акт о единообразии», изданный парламентом, предписывал совершать богослужение по новому английскому требнику. Все вероучение англиканской церкви, изложенное в «39 статьях веры», тоже было утверждено парламентом.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Королева Елизавета Английская

Королева Елизавета Тюдор. Портрет кисти Маркуса Герартса Младшего, 1590-е

 

79. Две реформации в Англии

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ею в самом широком объеме. В средние века парламент созывался в общем ежегодно, при Тюдорах – средним числом раз в два года, но в частности Елизавета собирала его реже, чем даже Генрих VIII: при нем приходилось два созыва на три года, при Елизавете – один на три-четыре года. Духовные лорды (епископы) всецело зависели от короны, светские большею частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений. Но то обстоятельство, что Тюдоры проводили свои церковные реформы путем парламентских постановлений, впоследствии позволило парламенту ссылаться на свои права в делах веры.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. В сущности это были большею частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (хотя бы кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. (Впоследствии их стали называть индепендентами). Елизавета начала преследовать пуритан строгими наказаниями, напр., им рубили руки или отрезывали уши. Между обеими реформациями в Англии произошло впоследствии резкое столкновение.