Реформация во Франции

82. Характер французского протестантизма

Во Франции реформация начала находить последователей еще при Франциске I, и уже тогда протестантов стали подвергать жестокому гонению, которое и заставило Кальвина искать спасения за границей. Первые французские протестанты были сторонниками Лютера, но впоследствии здесь распространился кальвинизм, сам бывший, в сущности, по происхождению своему, французскою формою протестантизма. Между Францией и Женевой, центром кальвинизма, были самые тесные связи, и протестантов во Франции стали называть гугенотами (huguenots испорченное из Eidgenossen), как в самой Женеве обозначалась партия, желавшая более тесного единения со Швейцарским союзом (Eidgenossenschaft). Временем наиболее быстрого распространения кальвинизма во Франции была вторая половина пятидесятых годов (1555 – 1559), т. е. конец царствования Генриха II, который тоже преследовал протестантов. Особенность французской реформации заключалась в том, что протестантизм здесь принимали, главным образом, дворянство и горожане (последние преимущественно в южной и юго-западной части страны), народную же массу кальвинизм затронул сравнительно мало, и большинство нации осталось верным католицизму. Оба названные сословия вступили в середине XVI в. в борьбу и с королевскою властью под знаменем протестантизма.

83. Политическая сторона французской реформации

Во Франции с середины XV в. королевская власть сделалась почти абсолютною. При Карле VII генеральные штаты, согласились на постоянный налог для содержания войска и этим подписали свой смертный приговор; после этого они почти уже и не созывались. Людовик XI окончательно сломил политическое могущество феодалов и объединил всю Францию под своею властью. Карл VIII, Людовик XII и Франциск I заняли дворянство своими войнами за обладание Италией. При Франциске I и Генрихе II королевская власть была уже очень сильна. Между прочим, Франциск I по Болонскому конкордату с папою Львом X, заключенному за год до выступления Лютера (1516), получил право замещать по своему усмотрению все высшие церковные должности и временно распоряжаться имуществами вакантных должностей, за что увеличил папские доходы с Франции. Благодаря этому, французские короли еще до начала реформации подчинили себе национальное духовенство, чего многие другие государи могли достигнуть потом лишь путем реформации. В протестантах и Франциск I, и Генрих II видели ослушников против государственной власти и бунтовщиков, но это не мешало им помогать немецким протестантам, как союзникам своим в борьбе с Карлом V.

После смерти Генриха II произошло во Франции временное ослабление королевской власти, когда она попала в руки трех царствовавших один за другим сыновей этого государя (Франциска II, Карла IX и Генриха III), людей совершенно ничтожных и даже нуждавшихся по молодости своей в опеке. Этим обстоятельством воспользовались дворянство и города, чтобы вернуть себе прежние феодальные и муниципальные вольности, и кальвинизм со своим политическим свободолюбием пришелся как раз к этому настроению дворян и горожан. Во второй половине XVI в., когда во Франции вспыхнули религиозные войны, снова стали собираться генеральные штаты, на которых и протестанты, и католики проповедовали идею народного верховенства и стремились совершенно подчинить королевскую власть штатам. Ту же идею кальвинистские писатели излагали и в литературе. Это было учение, которое одновременно развивалось в тогдашней публицистике и в Шотландии, и в Нидерландах, и в Германии.