Национальные движения

Кроме политических и социальных движений, на западе Европы происходили в XIX в. движения национальных. Особую силу они получили в Италии и Германии, где возникла мысль об объединении обеих стран для освобождения от иноземцев (в Италии) и улучшения внутренней жизни. Эти стремления были проникнуты либеральным направлением. Большое значение получили национальные движения и в разноплеменной Австрии. Превратив свои владения в единую империю (1806), австрийское правительство предприняло германизацию мадьяр и еще более усилило онемечение славян. Между тем, в порабощенных народностях стало развиваться национальное самосознание. В наиболее сильном угнетении находились в Австрии славяне, совершенно утратившие под властью Габсбургов свою литературу и лишившиеся образованных классов, но в двадцатых годах началось так называемое славянское возрождение, сначала у чехов, потом у хорватов: на чешском и хорватском языках стали писать книги, издавать газеты, говорить в образованном обществе, появились славянские ученые, поэты и публицисты, которые начали изучать прошлое своих народов, воспевать былую их славу и мечтать о лучшем будущем и вообще защищать интересы своих народностей. Из деятелей славянского возрождения особенно замечательны: чешский историк и политический деятель Франциск Палацкий, филологи Дубровский и Шафарик, словацкий поэт Ян Коллар, хорватский публицист и поэт Людевит Гай и др. Возникло между прочим стремление к объединению всех славян, преимущественно культурному, но некоторые говорили даже о возможности политического объединения. Тогда немцы и мадьяры стали говорить об опасности, какою панславизм будто бы грозит всей европейской цивилизации.

С национальными стремлениями, совпавшими по времени своего возникновения с расцветом романтизма, соединялись разные теории о превосходства отдельных народов над другими и об особых миссиях этих народов в истории. Родоначальником таких теорий был немецкий философ Фихте. В конце XVIII в. он стоял на космополитической точке зрения и утверждал, что отечество настоящего европейца не там, где он родился, а там, где свобода и просвещение. Под влиянием бедствий Германии, при Наполеоне Фихте переменил точку зрения и в своих патриотических «Речах к немецкой нации» (1808) доказывал уже, что немцы по своему духу выше всех других европейских народов. Подобную точку зрения усвоили и деятели славянского возрождения, находившие у своих предков самые высокие добродетели и пророчившие, что во главе будущей цивилизации будут стоять славяне. У поляков в сороковых годах явился так называемый мессианизм, которым очень увлекся и великий польский поэт Мицкевич (1798–1855). По этому учению, Польша есть Мессия народов; она пострадала для их искупления, и воскресение Польши будет началом новой эры для всего человечества.