Рогация Терентилия Арсы

3. Борьба из-за общественной земли еще длилась, когда патриции увидели себя в опасности лишиться и второй своей привилегии, исключительного знания законов: народный трибун Терентилий Арса предложил [462 г.] назначить комиссию с поручением ей записать законы, т. е. составить письменный кодекс законов, который будет общим для всех граждан, и которому должны будут следовать консулы в своих судебных решениях. До сих пор суд производился по обычному неписаному праву, по формам процесса, также не определенным письменными уставами; знание этого обычного права принадлежало только патрициям; потому только они и были способны к отправлению обязанности судей; решая тяжбы между патрициями и плебеями по законам, которых не знали плебеи, они часто постановляли приговоры с нарушением справедливости в интересах патрициев; и в уголовных делах они часто произносили приговоры произвольные, пристрастные. Плебеи не могли защищать себя перед судом, нуждаясь в том, чтобы их адвокатами и советниками были те же патриции. Желая выйти из‑под этой зависимости, узнать законы и формы судопроизводства, плебеи требовали теперь, чтобы обычное право было записано, обнародовано и чтобы ему были одинаково подчинены все граждане. Но это предложение (rogatio) встретило самое упорное сопротивление со стороны патрициев. Они видели в нем важное уменьшение своих привилегий и значительный шаг к слиянию их сословия с плебеями в одно гражданское общество. Борьба партий по этому вопросу дошла до крайнего ожесточения. В своих усилиях отклонить рогацию Терентилия патриции не отступали даже перед изменой родине.

С борьбою по делу о рогации Терентилия было связано нападение Гердония на Капитолий при соучастии изгнанника Кезона Квинвция. Плебей Вольсций, показание которого против Кезона Квинкция послужило главным основанием приговора, произнесенного над этим дерзким патрицием, скоро сделался жертвою мстительности патрициев. По требованию диктатора Квинкция Циицинната, его показания были объявлены ложными, он был осужден за фальшивую присягу, был изгнан и удалился в Ланувий [458 г.].

Но народные трибуны, число которых в это время [457 г.] было увеличено до десяти, постоянно возобновляли предложение Терентилия, пользовались всяким законным случаем, чтобы передавать суду триб и подвергать денежным штрафам консулов и патрициев, сопротивлявшихся им, несколько раз останавливали своим протестом взимание налогов и набор войска, действовали единодушно и неутомимо, а плебеи каждый год вновь выбирали все тех же трибунов; так прошло пять лет, и патриции наконец увидели себя в невозможности продолжать сопротивление; рогация Терентилия была принята. Было постановлено, что центуриатные комиции выберут из патрициев и плебеев безразлично комиссию десяти человек, которой будет поручено написать законы и во время этой работы управлять государством. Патриции сумели повернуть дело так, что все десять членов комиссии были выбраны из их сословия.

 

Римское посольство в Великую Грецию и Афины

Предание говорит, что прежде, нежели назначена была комиссия для составления законов, были отправлены [454 г.] три посланника в Великую Грецию и в Афины ознакомиться с существующими там законами и выбрать из них те, которые пригодны для Рима. С тем вместе были положены границы произволу консулов в назначении денежных штрафов установлением размера этих штрафов.