Гражданское уравнение патрициев и плебеев

Упрямые защитники старых привилегий делали несколько раз попытку выбрать обоих консулов из патрициев наперекор закону; но это не удавалось. Чтобы сохранить хотя часть своей прежней монополии ведения государственных дел, патриции успели установить новый сан, претуру, отделив для неё очень важную долю прежней консульской власти. Новый сановник, претор, получил в свое заведование судопроизводство; власть назначать судей была передана ему. Сан претора был сделан привилегиею патрициев, и решено было, что цензорами будут назначаться только патриции; это служило для них некоторым вознаграждением за утрату привилегии на сан консулов. С такою же целью было установлено выбирать кроме двух плебейских эдилов двух новых сановников, курульных эдилов, которыми будут исключительно патриция. Но все эти попытки удержать часть прежней монополии выделением некоторых отраслей правительственной власти для новых патрицианских сановников оказались напрасными: в следующие десятилетия новые магистратуры, установленные исключительно для патрициев, были одна за другою сделаны доступными для плебеев. Относительно курульных эдилов это было решено не больше как через три года по учреждении их сана; был принят закон (в 390 году по основании Рима) [364 до Р. Х.], что курульными эдилами будут назначаться поочередно в один год два патриция, а в другой год два плебея; такое правило было принято лишь относительно этого сана. Потом плебеи получили доступ к диктатуре (398 по основании Рима) [356 до Р. Х.] и к цензуре (403 по основании Рима) [351 до Р. Х.]; первый из плебеев стал и диктатором и цензором Гай Марций Рутил. Свою привилегию на сан претора патриции защищали с особенным упорством, потому что этот сановник имел важное влияние на решение тяжебных дел; Наконец они принуждены были отказаться и от этой монополии. В 417 году по основании Рима [337 до Р. Х.] был выбран претором плебей Квинт Публилий Филон. Законы, принятые по его предложению, уже давали плебеям больше, нежели требовала полная равноправность с патрициями: было установлено, что одним из консулов и одним из цензоров должен быть назначаем плебей, а другой может избираться безразлично из того или другого сословия. Но и в этом случае плебеи выказали благоразумную умеренность и не отступали от неё до той поры, пока заглохли все отголоски старой сословной вражды. Только уже через 165 лет по принятии закона Публилия списки (фасты) консулов носят отметку: «оба в первый раз из плебса» (ambo primi de plebe): это было в 582 году по основании Рима [172 до Р. Х.]. Относительно цензуры первый такой случай был еще позже, в 623 году по основании Рима [131 до Р. Х.]. Только жреческие должности оставались некоторое время привилегиею патрициев; те из них, которые не имели политического значения, и не сделались предметом желания плебеев, так, например, три высшие фламина, царь священнослужения, жрецы Салии всегда были назначаемы исключительно из патрициев; но плебеи не оставили монополиею патрициев те священные должности, с которыми было соединено большое влияние на политические дела; таковы были должность понтификов, заведовавших администрацией и судом по религиозным делам, и должность авгуров, производивших ауспиции. По закону Огульния в 454 году от основания Рима [300 до Р. Х.] число понтификов было увеличено с 4 до 8, число авгуров с 4 до 9, и доступ в эти должности был открыт плебеям. Таким образом плебеи сравнялись в правах с патрициями; правда, и после того случались сословные споры, но это были совершенно напрасные отголоски старины, без всякой надобности тревожившие жизнь римского народа. Правда, высокомерный род Клавдиев делал иногда попытки оттеснить плебеев от консульства, но эти усилия оставались, напрасными хлопотами. Борьба сословий и примирение между ними были главною причиною развития могущества Рима. В этой борьбе выработался римский характер, а законы Лициния превратили прежний родовой быт Рима в живое государственное устройство, доставили прогрессу торжество над неподвижностью, и начался век гражданских доблестей, которыми старались превзойти друг друга плебеи и патриции. Легенда о самопожертвовании Марка Курция служит олицетворением патриотической преданности, какою была закрыта бездна раздора, разделявшего сословия. Сказание о Курции говорит, что на форуме образовалась пропасть, которая могла замкнуться лишь, когда в нее будет брошено драгоценнейшее достояние Рима, и Марк Курций в полном вооружении на коне бросился в нее [по легенде в 364 до Р. Х.], потому что драгоценнее всего в Риме готовность граждан мужественно жертвовать собою за отечество.

 

Эдилы и преторы

Курульные эдилы, подобно плебейским эдилам (стран. 85), заведовали полицейским порядком, но власть их были обширнее. Они имели надзор за порядком в городе, за храмами, другими общественными зданиями, за рынком, за правильностью торговли; налагали наказания за проступки против благоустройства; кроме того им был поручень надзор за нравственностью и благопристойностью, за должным исполнением религиозных и нравственных обычаев; они были обвинителями но делах о банкротстве. Впоследствии им поручено было устройство игр на великом городском празднике Рима; это давало им случай приобретать себе расположение народа большими личными пожертвованиями на великолепие игр и облегчать себе этим получение претуры и консульства. Претор первоначально был один; он заведовал судопроизводством в Риме. В первую пуническую войну было постановлено [243 г.] избирать двух преторов; второму претору было поручено судопроизводство по делам иностранцев. С увеличением государства было увеличиваемо и число преторов: их стали назначать 4. потом 6, после того 12 и 16. Эдикты городского претора сделались важнейшим элементом в развитии римского гражданского права.