Латинская война 340-337 гг.

Племя латинов и его соседи

Латины и Лациум

Условия союза латинов с Римом слишком много давали ему преимуществ над ними (стран. 58, 73 сл.), потому латины были недовольны. Они не хотели, чтобы Рим был главою союза, хотели полной равноправности с ним, слияния Рима и латинских городов в одно государство; они требовали, чтоб один консул был избираем из римлян, а другой из латинов, чтобы сенат состоял из равного числа римских и латинских членов и чтобы латинам вообще был дан доступ во все правительственные должности, чтобы все латины были включены в состав римских триб, и чтобы добыча и те земли, какие будут завоеваны, делились поровну между римлянами и латинами. Римляне с негодованием отвергли эти требования, отнимавшие у них преобладание над латинами, и возникла ожесточенная война [340–337 г.]. Риму остались верны только его колонии и город Лаврент; все другие латинские города были единодушны в войне против него; не изменил латинам даже Тускул, граждане которого пользовались правами гражданства в Риме. Кампанцы, которым римское владычество показалось тяжелым, приняли сторону латинов, хотя аристократы советовали народу, не делать этого. Но самниты и другие сабелльские племена остались в дружбе с римлянами, пропускали войска их через свои земли. Война была очень опасна для римлян, потому что латины, столько раз бывшие товарищами их в походах, хорошо знали их тактику. Родственникам и друзьям приходилось теперь сражаться между собою, и война походила на междоусобие.

 

Битва у Везувия

Потому, когда войска сошлись у Везувия [340 г.], патрицианский консул Тит Манлий Торкват считал необходимостью величайшую осторожность и под страхом смертной казни запретил отдельным отрядам или воинам вступать в бой; его храбрый сын при одном из движений за станом нарушил это приказание: раздраженный насмешками тускульского военачальника, напал на неприятеля и победил его. Суровый отец безжалостно велел ликтору исполнить смертный приговор над храбрым юношей. Воины почтили память его торжественными похоронами и с песнями печали сожгли трофеи победы вместе с его телом. Вскоре после того войска вступили в битву. Победа долго колебалась. Плебейский консул Публий Деций Мус, начальствовавший левым крылом, велел жрецу совершить над ним обряд посвящения его в искупительную жертву подземным богам и, сев на коня, бросился в густые ряды врагов, смущенных этим обрядом. Когда он пал пронзенный стрелами и копьями, его войско прониклось уверенностью в победе; латины не выдержали натиска римлян и после долгого упорного боя обратились в бегство. Поражение было полное. По римским известиям, спаслась едва четвертая часть латинского войска. На другой день тело Деция было найдено под грудой неприятельских тел и почтено блистательными похоронами. Латины скоро собрали новое войско, но и оно было побеждено страшной энергией Манлия в решительной битве у Трифана между Синуэссою и Минтурнами. В следующие два года [339–338 г.] римляне взяли некоторые из латинских городов, другие заключили мир с ними; латинский союз был подавлен. Заключая договоры с латинскими городами, римляне обеспечивали совершенное преобладание себе над ними и вносили в договоры такие условия, которыми интересы латинских, городов разъединялись.

 

Латинские союзники

Чтобы разъединить латинские города и тем ослабить их, римляне отменили конгрессы их депутатов, уничтожили существовавшее с незапамятных времен право граждан разных латинских городов вступать в полноправные брачные союзы и право гражданина одного города приобретать собственность в другом. Но между латинами и римлянами были по‑прежнему оставлены и полноправность брачных союзов (connubium) и обоюдное право приобретения собственности (commercium). Тибур, Пренест и некоторые другие города должны были уступить часть своих земель Риму. Некоторые другие, как, например, Ариция, Ланувий, Номент, Пед получили, так называемое, латинское право, то есть, за потерю своей самостоятельности они были вознаграждены получением права римского гражданства с некоторыми ограничениями, сохранили независимость в управлении своими внутренними делами, право избирать своих сановников; их граждане приобретали право голоса в римских комициях, если записывались в число римских граждан; для этих новых граждан были учреждены две новые трибы. Остальные латинские города получили право так называемых муниципий, т. е. самостоятельность управления своими внутренними делами, но с обязанностью посылать свои отряды в римское войско и платить подати, какие будут налагаемы на них римскими цензорами; муниципии имели свои собственные законы, свои собственные суды, но их суды были подчинены власти римского претора. – Земли, взятые у латинских городов, были розданы римским гражданам. – Общим правилом римской политики относительно покоренных областей и городов было предоставлять им некоторую автономию, но удерживать за Римом верховную власть над важнейшими общественными делами: вопросы о войне и мире решал исключительно Рим, войсками командовали римляне, законы и судопроизводство союзных областей и городов находились под римским контролем. Не во всех случаях такие отношения возникли из покорения союзников римским оружием; очень многие италийские народы и города становились союзниками Рима по свободным договорам.

Римская республика в IV-III веках до Р. Х.

Римская республика в IV-III веках до Р. Х.

 

Таким образом связи между латинскими городами были порваны и наиболее сильные из этих городов были ослаблены; латины перестали составлять один народ. По названию латинский союз продолжать существовать, но это был теперь уже только союз для совершения общих религиозных празднеств; общего политического интереса у латинов не было. Римские колонисты в Лациуме постепенно сгладили национальные особенности его прежнего населения, и оно приобрело наконец совершенно римский характер. – Вскоре после латинов были подчинены Риму вольски, помогавшие латинам в войне, были покорены эквы и герники; они также сделались римскими союзниками (Socii); разным городам их были даны разные права; по все вообще они были подчинены власти Рима, должны были посылать свои отряды в римское войско и платить налоги на покрытие расходов по его содержанию; за это им была предоставлена самостоятельность в управлении их внутренними делами. Только приморские города Анций и Анксур (Террачина) были принуждены непосредственно присоединиться к составу римского государства и уступить часть своих земель римским колонистам. Анций был прежде знаменит морским разбоем, и медные носы его кораблей, взятых римлянами, стали украшением ораторской трибуны (rostra) на римском форуме; подле этой трибуны была поставлена колонна в честь консула Гая Мения, принудившего вольсков покориться Риму.