Смерть Пердикки и Антипатра

 

Честолюбивые планы Пердикки

Покорив Грецию, Антипатр был на высоте могущества. Он совершенно вовлек в свои интересы храброго Кратера, оказывая ему почет и выдав за него свою красавицу дочь, Филу; сам Пердикка нашел надобным упрочить его расположение к себе, и потому попросил руки другой его дочери, Никеи. Антипатр согласился, но оба они были так властолюбивы, что, и сделавшись родственниками, не могли остаться в дружбе между собой. У Пердикки явилась новая честолюбивая мысль: он задумал жениться на вдове, царице Клеопатре, чтобы, породнившись в династиею македонских царей, облегчить себе захват царской власти; он стал думать об этом потому, что неожиданное дело ослабило его влияние на слабоумного Филиппа Арридея.

Кинана, дочь Филиппа и дочери иллирийского царя, женщина горячего характера, отважная до безрассудства, бывшая женою Аминта, убитого Александром (II, 906), имела от него дочь Эвридику (или по другому имени Адею). Эта девушка походила на мать красотою, гордостью, властолюбием. Поссорившись с Антипатром, Кинана вздумала привезти свою дочь к царю Филиппу Арридею и женить его на ней. Взяв небольшой отряд войска на Стримоне, она отправилась через Геллеспонт в Вавилон. Пердикка послал войско остановить Кинану; но македоняне отказались сражаться с дочерью Филиппа и шумно потребовали, чтоб Эвридика была сделана женою царя; Пердикка должен был уступить этому требованию, но перед свадьбою Эвридики подослал убийц, избавивших его от её матери.

 

Союз против Пердикки

Узнав, что Антипатр дружески принял бежавшего к нему Антигона (стр. 242), Пердикка прогнал от себя дочь Антипатра Никею, на которой был женат, и вошел в сношения с Олимпиадой и Клеопатрой. Но, прежде чем устроилась его женитьба на Клеопатре, он был убить. Антипатр, назначив своим наместником в Македонии своего старого друга, Полисперхона, и взяв с собою Кратера, повел в Азию сильное войско, чтобы при помощи Птолемея, наместника египетского, восстановить власть Антигона над отнятой у этого полководца областью и обуздать властолюбие Пердикки. Услышав, что Антипатр и Кратер приближаются к Геллеспонту, Пердикка решил действовать против своих врагов оружием при помощи Эвмена, которого назначил правителем всех областей Малой Азии на севере Тавра. Эвмен разбил не захотевшего повиноваться Пердикке гордого правителя Армении, Неоптолема, происходившего из династии Эакидов, овладел Армениею и пошел против войска, шедшего из Европы; а Пердикка в это время двинулся в Египет. Антипатр и Кратер старались переманить на свою сторону Эвмена, храбрость и искусство которого были страшны им; он отвечал, что скорее погибнет, чем изменит своему благодетелю, который теперь подвергается несправедливому нападению. Неоптолем, бежавший к Кратеру, убедил его идти на Эвмена, говоря, что как только увидят его македонские войны Эвмена, то перейдут на его сторону. Войска сошлись в Малой Азии; произошла ожесточенная битва [июнь 321 г.]. Храбрый Кратер получил в ней смертельную рану; Неоптолем в отчаянной рукопашной схватке с более сильным противником упал на землю и был убит. Эвмен, получившей несколько ран, плакал о Кратере, своем прежнем сподвижнике, любимце войска; и когда Кратер умер на его руках, он сделал ему великолепные похороны и послал его прах родным. Македонская фаланга, окруженная превосходною каппадокийскою конницею, положила оружие под условием, что ей будет позволено вернуться на родину, но, нарушив данное обещание, пошла в Киликию к Антипатру и Антигону. Туда направился и Эвмен, думая соединиться с Пердиккою; но прежде чем он дошел до ущелья, называвшегося сирийскими воротами, Пердикка уже погиб.

 

Поход Пердикки в Египет и его гибель

Македонское войско неохотно пошло с Пердиккою в Египет, потому что очень многие любили Птолемея за его храбрость и добрый, благородный характер. Нежелание сражаться с Птолемеем выказалось уже в Дамаске: Пердикка созвал там военный суд и предложил объявить Птолемея виновным в неповиновении царю; суд отверг это предложение, но Пердикка продолжал поход через Сирию к Дельте, надеясь, что чувство военной чести и успешные сражения заглушат в его войске расположение к Птолемею. Его надежда на успех не оправдалась. Болота Дельты, рукава Нила делали движения войска трудными; слоны и лошади очень страдали. Приступы к Пелузию и к другой крепости на восточном рукаве Нила были неудачны. Птолемей, храбрый и осмотрительный полководец, отражал все нападения. Пердикка хотел перейти Нил против Мемфиса; тут на широкой реке был остров; Пердикка перевел на него войско вброд; но воины растоптали дно, брод углубился от этого, многие были уносимы водой, и пришлось отказаться от попытки переправы; 2000 воинов утонули, или были пожраны крокодилами. Птолемей стоял с войском на другом берегу, но вместо того, чтобы воспользоваться бедствием врагов для нападения на них, он заботливо спасал уносимых водою. После этого войско Пердикки решительно возмутилось; развито неудовольствия содействовало то, что оказался недостаток в съестных припасах; при опасности погибнуть от голода, ропот перешел в открытый бунт. Восстание вспыхнуло ночью; некоторые из военачальников, и впереди всех начальник конницы Селевк, ворвались в шатер Пердикки; он храбро сопротивлялся и пал покрытый ранами [лето 321 г.].

Птолемей I Лаг

Птолемей I, основатель египетской династии Лагидов

 

«Так погиб Пердикка в третий год своего регентства, – говорит Дройзен. –  Великая мысль сохранить единство государства, вверенного его управление, делала бы его достойным более счастливой судьбы, если б он был предан ей искренно и действовал рассудительно. Но он руководился эгоистическим намерением, и успехи, в начале приобретенные им, завлекли его в несправедливые, коварные и деспотические поступки; это погубило его. Он не имел таких дарований, какие были нужны для управления громадным государством Александра; тот шаг, которым он надеялся достичь цели, стал его падением».

 

Передача регентства Антипатру

Утром явился в стан Пердикки Птолемей, выказал почтительность к обоим царям и к царице Эвридике, которых Пердикка взял с собою в поход, ласково беседовал с военачальниками и прислал съестные припасы войску. Оно в восторге провозгласило его правителем государства; но он поблагодарил за эту честь и посоветовал назначить регентами двух второстепенных военачальников: Пифона, который первый подал пример восстания против Пердикки, и Арридея, сопровождавшего в Египет тело Александра. Предложение Птолемея было принято, Пифон и Арридей были назначены регентами. Сестра Пердикки, Аталанта, жена Аттала, начальника флота, была убита; был постановлен смертный приговор Эвмена и многих других преданных Пердикке военачальников. Пифон и Арридей повели свое войско в Сирию на соединение с Антипатром и Антигоном. Когда войска собрались в Трипарадисе (на истоках Оронта), произошли новые раздоры, произведенные интригами царицы Эвридики; была опасность, что фаланга вступит в сражение с конницею, начнутся грабежи и опустошения; Наконец управление государством было поручено Антипатру [осень 321 г.], но власть его над правителями важнейших областей была ограничена (Пифону и Арридею управление было поручено с полномочиями, гораздо меньшими тех, какие принадлежали Пердикке; на тех же условиях оно было передано теперь Антипатру). Единство государства стало пустым призраком; правители областей начали считать себя полновластными господами их.

 

Договор в Трипарадисе

Назначив Антипатра правителем государства, победители распределили между собою области и правительственные должности, принадлежавшие Пердикке и Эвмену. Селевк получил вавилонское наместничество. Антигону было поручено покорить области Малой Азин, занятия преданными Пердикке военачальниками, Эвменом, Алькетом и Атталом, и исполнить над ними приговор войска; завоевав их области, он должен был отдать геллеспонтскую Фригию Арридею, а Каппадокию – Никанору; для этой войны была ему дана часть войска, признававшего власть нового правителя. Антипатр оставил за собою непосредственное управление Македониею и Грециею и возвратился в Европу, взяв с собою даря Филиппа Арридея и его жену Эвридику. царя Александра, которому тогда было два с половиною года, и его мать Роксану, часть войска и боевых слонов. На должность начальника конницы (хилиарха), от которой отказался Селевк, Антипатр назначил своего сына, Кассандра, высокомерного и горячего человека; Кассандр остался в Азии при Антигоне и скоро поссорился с ним.

 

Походы Антигона

При всей храбрости Антигона, ему едва ли удалось бы победить партию Пердикки, если бы не произошло в ней распадение: Алькет, брат Пердикки, и Аттал, муж его сестры, отделились от Эвмена, считая унизительным для македонских военачальников подчиняться греку. Они пошли в горы южного прибрежья Малой Азии. Антигон получил через это возможность теснить Эвмена, принудил его отступить в глубину Малой Азии [320 г.], завел интриги в его войске, оно поколебалось в своей верности; Эвмен дал битву; 8.000 человек из его воинов было убито в ней, Антигон овладел его станом; после этого сражения Эвмен не мог продолжать действий в открытом поле, распустил свое войско и с несколькими сотнями надежных воинов ушел в крепость Нору, стоявшую на крутой скале между Иконием и Мазакою. Стены Норы были толсты; она была снабжена запасами хлеба и соли на несколько лет, имела достаточно воды; одолеть ее было трудно. Антигон пытался склонить Эвмена на свою сторону, имел личное свидание с ним, но Эвмен не согласился отступиться от защиты дела царской династии и не доверял преданности ей Антигона. Антигон оставил часть войска держать Нору в блокаде, а сам с главными силами пошел на юг против других полководцев партии Пердикки, отделившихся от Эвмена и нашедших поддержку у храбрых писидийцев. Он напал на них неожиданно у Кретополя (иначе Созополя), разбил их, взял в плен Аттала, Полемона Докима, несколько других военачальников. Алькет успел бежать в. Термесс, но через несколько времени погиб от измены; с ним прекратился гордый род царей Орестиды, к которому принадлежал Пердикка. Антигон был теперь могущественнейшим человеком в Азии; вскоре умер восьмидесятилетний старик Антипатр [в начале 319 г.], перед смертью велевший убить бессовестного интригана Демада. По смерти Антипатра, судьба царства Александрова находилась в руках Антигона.

Антигон Одноглазый (Циклоп)

Антигон Одноглазый (Циклоп). Античная монета

 

 

Смерть Демада

По окончании Ламийской войны, Демад пользовался большою силою в Афинах; граждане были гораздо более расположены к нему, чем к суровому Фокиону. Они послали его в Пеллу просить Антигона о том, чтобы македонский гарнизон был выведен из Мунихии. Они уже несколько раз просили об этом, но безуспешно. Осторожный Фокион отказался ехать в Пеллу с этим поручением; Демад поехал и стал говорить Антигону твердым тоном, напоминая ему о прежнем обещании вывести гарнизон из Мунихии. Антигон уже и прежде сердился на Демада, потому что в бумагах Пердикки были найдены его письма, в которых он выражал желание, чтобы Пердикка освободил Грецию от «старой гнилой нитки», которою она связана, – т. е. от Антииатра. В услугах Демада Антппатру теперь не было надобности, и раздраженный его резкими словами он, не обращая внимания на его сан посла, велел схватить и казнить его, вместе с ним и его сына. Приказание было исполнено свирепым образом. Сначала убили перед глазами Демада его сына, потом и его. Продажный человек, слуга македонян, Демад жертвовал и собственною честью и благом родины для приобретения денег, почестей и наслаждений. Но его казнь была несправедливостью со стороны Антипатра, пользовавшегося легкомыслием и алчностью этого изменника.