Могущество Эвмена

Между тем на далеком востоке, в областях за Тигром, совершались великие подвиги. Эвмен, превосходивший умом и военным искусством всех полководцев Александра, был силен своею преданностью памяти Александра, шатер и жертвенник которого были святынею его стана, местом собраний военного совета; но он был ненавистен македонянам, как иностранец и как человек, служивший у Александра не полководцем, а секретарем, не воином, а «писцом»; он казался надменным македонским воинам человеком низкой профессии. Войско Эвмена состояло из очень разнородных элементов, но главную силу его составляли аргираспиды. Он пошел из Киликии через Сирию к Сузам и Персеполю на соединение с наместником Персиды, Певкестом, с правителями областей, лежащих далее на восток: Арии, Бактрии, Карамании, Арахозии, Паропамиза, и с Эвдемом, убившим индийского царя Пора и захватившим в свою власть его царство. Эвмен хотел, при их содействии, защищать права царской династии против изменивших царям Арридею и Александру Селевка, правителя Вавилонии, и Пифона, правителя Мидии, союзников Антигона. Пришедши в области, лежащие за Тигром, он с удивительным искусством склонил их правителей, думавших только о личной выгоде, признать его главнокомандующим и действовать единодушно кротостью и приветливостью, а когда было необходимо, и строгостью, он поддерживал в этих эгоистах усердие к общему делу.

 

Война Эвмена с Антигоном

На одном из притоков Пасатигра, Копрате, Эвмен разбил Антигона и его союзников [317 г.] и принудил их к трудному отступлению через землю воинственных коссеев в Мидию; на этом походе они потерпели большой урон. Доверие воинов к искусству Эвмена было так велико, что однажды, когда он в Паретакене заболел, войско не хотело сражаться, пока он не велел принести себя на носилках и не расстановил воинов в боевой порядок; Антигон, увидев, что он делает распоряжения, отказался от битвы, которую хотел начать, – так высоко ставил искусство Эвмена он, хотя и сам был хороший полководец. Он хотел уйти в Сузиану, но Эвмен, обманув его военною хитростью, опередил его на пути. Антигон усиленными переходами нагнал его, и на равнине Габиенны (в нынешнем Луристане) произошла большая битва; Антигон далеко превосходил Эвмена числом войска, но Эвмен вел битву так искусно, что она длилась целый день; аргираспиды, старые герои, прорвали неприятельский центр, но при наступлении ночи победа оставалась еще не решенной. Антигон возвратился в Мидию, войска Эвмена разошлись по разным областям, и, как будто всякая опасность миновала, необузданно предавались удовольствиям, забыли осторожность. Узнав об этом, Антигон пошел зимою через обширную соляную пустыню, чтобы неожиданно напасть на разрозненные отряды неприятельского войска и истребить их порознь. Это был замечательный поход, чрезвычайно трудный. Антигон сумел сделать его очень успешно и уже подошел на четыре перехода к стану ближайшего неприятельского отряда; но холод так усилился, что воины Антигона зажгли ночью костры, и неприятель узнал об их приближении. Решительность и находчивость Эвмена спасли этот отряд: призвать другие отряды на помощь уже не было времени: но Эвмен велел разложить костры на обширном пространстве; Антигон подумал, что стан Эвмена очень велик, предположил поэтому, что он успел собрать все свои войска, и, как говорят древние писатели, Эвмен задержал своего противника этой хитростью столько времени, что действительно успел собрать все свои отряды. Антигон в сильной досаде повел войска назад с целью дать в богатых мидийских селениях отдых воинам от трудностей неудачного зимнего похода.

Антигон Одноглазый (Циклоп)

Антигон Одноглазый (Циклоп). Античная монета

 

 

Характер и таланты Эвмена

Эвмен блистательно доказал находчивость своего ума, превосходство своего гения: войско удивлялось ему и решительно требовало, чтобы исключительно ему было предоставлено управление военными действиями. Это пробудило новую зависть в других военачальниках и наместниках, и составился заговор, в котором приняли участие даже начальники аргираспидов, Антиген и Тевтам. «Я живу здесь, как между дикими зверями», – сказал Эвмен, услышав о предательских замыслах военачальников, забывших честь и совесть. Ему было бы легко примириться с Антигоном и, в награду за свое отступничество от дела, не представлявшего теперь надежды на успех, получить почести и обширную власть: Антигон дал бы ему в управление самые важные области; но он благородно оставался до самой смерти верен покинутой всеми царской династии; его твердость в правилах чести заслуживает тем большего уважения, что другие полководцы Александра совершенно заглушили в себе голос совести, выказывали самый пошлый эгоизм.

 

Заговор против Эвмена

Заговорщики должны были отсрочить исполнение своего замысла, потому что Антигон снова шел на них отмстить за стыд своей неудачи. Войска встретились на песчаной равнине, Эвмен составил план битвы с обыкновенным своим мастерством; аргираспиды бились геройски; но между тем как они плотными рядами двинулись на неприятельский центр, опрокинули и преследовали его, конница Певкеста на левом крыле была оттеснена неприятелем к Антигон послал отряд своей конницы овладеть станом Эвмена в тылу его войска. Жены и дети аргираспидов, весь обоз, все имущество воинов Эвмена, все богатства военачальников были захвачены неприятелем. Аргираспиды, возвращаясь вечером из боя, были очень раздражены тем, что Певкест и его конница сражались так плохо; они хотели возобновить сражение на следующий день и довершить победу. Но, приблизившись к своему стану, узнав, что их семейства взяты в плен, что захвачено и все их имущество, они тайно отправили послов к Антигону; он обещал возвратить им их семейства и имущества, если они выдадут ему Эвмена, и они отступились от полководца, под начальством которого одержали столько побед. Они связали Эвмена. Он просил их, чтобы они сами убили его, или развязали ему руки, дали ему свободу убить себя; но и это последнее его желание не было исполнено вероломными воинами; они выдали его Антигону [316 г.].

 

Убийство Эвмена

Антигон созвал военный совет для решения, как поступить с Эвменом; он был расположен оставить Эвмену жизнь; сын Антигона Деметрий, выказавший свою храбрость в двух последних битвах, просил отца пощадить Эвмена; в том же смысле говорил Неарх, человек благородного характера. Но другие военачальники опасались, что Антигон будет оказывать Эвмену больше уважения, нежели им; аргираспиды, чувствуя себя виновными перед Эвменом, ожесточенно требовали его смерти. Антигон нашел надобным уступить требованию их и военачальников. На третий день Эвмен был убит в темнице. Антигон сделал ему почетные похороны и послал его прах в серебряной урне родным его.

Так кончил на 45 году жизни Эвмен свою деятельность, обильную славными подвигами. Он не был побежден врагом; его погубило черное предательство завистливых товарищей и воинов, которые никогда не могли простить ему его греческого происхождения, его счастья и умственного превосходства. Последний сильный защитник царской династии умер около того времени, когда Олимпиада пала под ударами камней, бросаемых в нее македонскими вельможами. Трагическая судьба губила род Филиппа и Александра и увлекала в погибель всех друзей династии.

Антигон был теперь владыкою Азии. Когда аргираспиды арестовали Эвмена, Певкест со своею конницею передался неприятелю; многие другие военачальники последовали его примеру, и войско Эвмена рассеялось. Те из его военачальников, которые не передались Антигону, бежали. Антиген, начальник аргараспидов, Эвмен, правитель Индии, некоторые другие сподвижники Эвмена были убиты Антигоном. Пифон возбудил против себя недоверие в прежних товарищах и был убит в Экбатане их агентами. Мелеагр, бродивший по Мидии с отрядом беглых воинов, был убит в сражении. Казалось, что судьба хочет истребить всех замечательных людей прежнего времени, уничтожить свидетелей подвигов Александра.