Второстепенные азиатские государства.

Пороки сирийского двора и войны между претендентами на престол рано стали колебать царство; притом, оно не имело естественных границ, и народы, подвластные Селевкидам, считали их чужими себе; потому вскоре по основаны царства началось его распадение. В половине III века национально‑религиозное движение оторвало от греко‑македонского царства Селевкидов почти все страны, лежавшие на восток от Тигра. – Народ западной Мидии, иначе Атропатены (Азербайджана, то есть «Огненной земли»), под влиянием национального чувства поднялся против Селевкидов, восстановил старо-персидскую религию и основал независимое царство, ставшее оплотом иранской народности и религии против подавления их греческою культурой. Почерпая, свою силу в патриотизме народа, мидийские цари пользовались смутами в царстве Селевкидов и расширяли свои владения. Успех мидийского восстания ободрил народы восточного Ирана. Наместник Бактрии Диодот (или Феодот) отложился от сирийского царя и основал независимое государство [254 г.]; при его преемниках Диодоте II и Эвтидеме оно достигло цветущего благосостояния, так что в нем считалось до тысячи городов. Около того времени, как произошло восстание Диодота, вторглась в Парфию орда скифских номадов, принадлежавшая к племени даев; вождь этих номадов, Арсак, основал парфянское царство и сделал своею столицею Гекатомпил. Искусные наездники, парфяне слились в один народ с номадами Арсака, и скоро границы парфянского царства расширились до Каспийского моря на западе, до Инда на востоке. В Парфии, как и в Бактрии, в Атропатене, народ много столетий оставался верен староперсидской религии Зороастра, несколько видоизмененной влиянием греческой философии. Такие же восстания произошли в Арии, распространились до границ Индии, а на севере Малой Азии стали независимыми царствами Пергам и Вифиния.

 

Эллинистический Пергам

Лисимах назначил Филетера хранителем своей казны, положенной в цитадели города Пергама. Сын пафлагонской танцовщицы, уроженки понтийского города Тиэя (или Тия), этот казначей, ловко пользуясь обстоятельствам, сделался по смерти Лисимаха владетелем Пергама; он всегда переходил на сторону сильнейшего из царей, воевавших между собою в тех местах, оказывал услуги ему, таким образом успел удержаться и даже расширить свое владение. Он умер восьмидесяти лет [263 г.]; ему наследовал сын ею брата, Эвмен [263–241 г.], и при помощи галльских наемников расширил свои владения, отняв у Селевкидов соседние округи. Еще больше приобретений сделал наследовавший Эвмену двоюродный брат его, Аттал I [241–197 г.], ловко и смело воспользовавшейся междоусобием Селевкидов. Он помогал Селевку II (Каллинику) в его войне с братом Антиохом Гиераксом, за которого сражались галаты. Временами они теснили Аттала, опустошали его владения, доходили до самых стен Пергама. Но он одержал над ними ряд блестящих побед близ Пергама и в северной части Фригии. Победив этих страшных малоазийских варваров, он принял титул царя. Во время войны Антиоха III с Ахеем (стр. 309), он держался стороны сирийского царя; но когда Антиох вступил в союз с Филиппом Македонским, он оградил себя от их нападений союзом с Римом [205 г.]. С той поры пергамские цари были преданнейшими союзниками римлян, угождали и льстили им, в награду за что получали области, отнимаемые римлянами у их соседей.

Греция и Македония в эпоху эллинизма (карта)

Пергамское царство

Источник изображения

 

Подобно Птолемеям, они были покровители искусств и наук, щедростью привлекали к своему двору художников и ученых. В Пергаме был изобретен пергамент: его изготовляли тогда из козьих и ослиных шкур. Аттал сделал свою столицу великолепным городом, соперничающим с Александриею множеством произведений искусств и богатством библиотеки. Много живописцев, ваятелей, ученых поселилось тогда в Пергаме. Там процветала та деятельность искусств, которая вызывается щедростью государей, служит к украшению богатой житейской обстановки; техника этих произведений очень хороша; но творческой гениальности мало в пергамской скульптуре, живописи и поэзии. Развалины храма Асклепия, виднеющиеся из‑под земли карнизы, метопы, каннелированные колонны, капители которых богато украшены фигурами листьев аканта, свидетельствуют о великолепии Пергама. – Сын и преемник Аттала, Эвмен II [197–159 г.], во всем следовал политике отца. Он был союзником, римлян в войне с Антиохом, и был щедро награжден ими после битвы при Магнезии. Они отдали ему большую часть земель Малой Азии, отнятых у Антиоха: Херсонес Фракийский, Лисимахию; кроме того, заставили Антиоха заплатить ему огромную контрибуцию; она доставила ему средства на украшение Пергама новыми произведениями искусств и на увеличение пергамской библиотеки. Вероятно, при нем был сооружен громадный жертвенник Зевса, покрытый рельефами, значительная часть которых недавно открыта из‑под развалин и перевезена в Берлин (особенно много сохранилось из тех рельефов, которые шли по нижней части жертвенника; на них изображена война богов с гигантами). В последние годы правления Эвмена, благосклонность римлян к нему уменьшилась; но к его брату и преемнику, Атталу II [159–138 г.], они были очень милостивы, и он выказывал величайшую преданность им. После него взошел на престол сын Эвмена, Аттал III [138–133 г.], человек капризный до странности и жестокий. С ним прекратилась династия. Он, вероятно по влиянию пергамских приверженцев Рима, завещал римскому государству все свои владения и все свое личное имущество. Из этого возникли большие смуты.

2. О государстве, основанном в Малой Азии галатами, мы уже говорили (стран. 301).

 

Царство Вифиния

3. Вифиния принадлежала к царству Лисимаха; по его смерти она стала особым государством, первым царем которого был Зипет. В Вифинском царстве, как и в Пергамском, стали господствовать греческие обычаи. Сын Зипета, Никомед I [281–246 г.], основал великолепную столицу, которую назвал по своему имени Никомедиею (Никомидиею). При помощи галатов (стран. 302) он удержался против сирийских царей. Он переселял в свое царство греков, заботясь о том, чтобы сделать вифинцев цивилизованным народом. Его преемник Зил был убит на пире галатами. Сын Зила, Прузий I Хромой [232–186 г.], держал себя двусмысленно во время войн римлян с Филиппом Македонским и с Антиохом, так что не умел приобрести признательности ни от римлян, ни от их противников. Сын и преемник его, Прузий II Охотник [186–149 г.], был раболепным льстецом римлян и по их требованию согласился выдать им жившего под его защитою Ганнибала. Ненавидимый и презираемый всеми, он был убит в храме Зевса в Никомидии по приказанию своего сына, Никомеда II Эпифана [149–92 г.]; при этом Никомеде и при его сыне Никомеде III [91–76 г.] вифинское царство находилось в совершенном подчинении римлянам, а по смерти Никомеда III было обращено в римскую область. – Вифинские цари, подобно пергамским, заботились о распространении греческой культуры в своем государстве. Пруза и Никея были такими же великолепными городами, как Никомидия.