Молодость Гладстона

Гладстон (Gladstone) Уильям Эварт (Юарт) – знаменитый английский политик, родился 29 декабря 1809, умер 19 мая 1898. Отец его, Джон Гладстон, по происхождению шотландец, богатый купец, поселившийся в Ливерпуле, был в 1819 – 1827 консервативным членом палаты общин. Молодой Уильям Гладстон вынес из дома редкое трудолюбие, глубокую ортодоксально-англиканскую религиозность и прекрасную домашнюю подготовку. Уже в школьные годы, проведенные в Итоне (1820 – 1827), он обнаружил на заседаниях различных школьных кружков сильный ораторский талант, разностороннее образование, сказавшееся в его многочисленных статьях в школьном (печатном) журнале Eton Miscellaneous, выходившем в 1827 под его редакцией, и умение производить глубокое впечатление на всех окружающих. Воспитавшийся под влиянием отца, а также Каннинга, бывшего близким другом его отца, Гладстон мечтавший в то время то о духовной карьере, то о карьере политического деятеля, был определенным консерватором каннинговского оттенка. В студенческие годы (1829 – 1832), проведенные им в Оксфорде, консерватизм Гладстона остался непоколебленным; на заседаниях студенческих политических обществ, в которых он принимал самое горячее участие, он говорил речи против парламентской реформы, против освобождения рабов в колониях, за родовую аристократию. Окончив университетский курс с двойною наградою за древние языки и математику, он совершил путешествие по Италии. В конце 1832 Гладстон был выбран членом палаты общин в округе Ньюарк, находившемся под сильным влиянием покровительствовавшего ему герцога Ньюкастля.

Первая речь Уильяма Гладстона в палате общин была посвящена вопросу о рабовладении в английских колониях; не высказываясь безусловно против освобождения в принципе, Гладстон находил его несвоевременным, настаивал на необходимости вознаграждения рабовладельцам и в частности защищал своего отца от возбужденных против него обвинений за дурное обращение с невольниками на его сахарных плантациях. Эта речь и вообще деятельность Гладстона в палате общин настолько быстро выдвинули его в рядах ториев, что уже в 1834 Роберт Пиль при вступлении в должность главы правительства предложил ему пост сперва младшего лорда казначейства, а несколько месяцев спустя помощника секретаря по делам колоний. В 1835 Уильям Гладстон вышел в отставку вместе с министерством Роберта Пиля.

 

 

Следующие годы, кроме текущих парламентских занятий, он посвятил глубокому изучению Гомера, Данте и блаженного Августина. Плодом изучения богословской литературы явились книги «Государство в своих отношениях к церкви» (1838) и «Принципы церкви, оцениваемые по их результатам» (1840); в них Гладстон, исходя из мысли, что государство, как таковое, «имеет совесть», доказывал необходимость для государства поддерживать и распространять христианскую религию при помощи государственной церкви. В это время будущий либерал Гладстон, по словам Маколея, был еще «восходящей надеждой суровых и непреклонных ториев», которые следовали за Пилем, приводя его в ужас.

 

Эволюция Гладстона от консерватора к либералу

В 1841 Р. Пиль назначил Гладстона товарищем президента бюро торговли, а в 1843 – президентом; вместе с тем, Уильям Гладстон сделался членом кабинета. Во время исполнения этой должности, в Гладстоне так же, как и в Р. Пиле, произошла значительная перемена. Из крайних протекционистов и в частности сторонников аграрного протекционизма они, постепенно смягчаясь, сделались сторонниками отмены хлебных законов, а потом и фритредерами (приверженцами свободы международной торговли). В это время Гладстон произвел значительную работу по пересмотру таможенного тарифа в сторону значительного его смягчения, а затем высказался за отмену хлебных законов. Однако, проведение этой последней меры не было уже делом Гладстона, так как в феврале 1845 он вышел в отставку вследствие несогласия с данным Р. Пилем обещанием государственной субсидии католическим учебным заведением в Ирландии.

В конце 1845 Уильям Гладстон вновь вступил в кабинет в должности секретаря по делам колоний, но, потеряв вместе с тем место в палате общин, не счел возможным предстать перед избирателями Ньюарка, находившегося под влиянием строго консервативного герцога Ньюкастля. Лишь в 1847 он был вновь избран членом палаты общин от Оксфордского университета. С 1846 по 1852 Гладстон был видным членом оппозиции (партии «пилитов») против либерального министерства Росселя; однако, это была оппозиция уже далеко не консерватора. Такие меры правительства, как эмансипация евреев, Гладстон поддерживал; вместе с тем он был решительным противником агрессивной иностранной политики лорда Пальмерстона. В 1850, когда Пальмерстон предъявил греческому правительству требование об уплате значительного вознаграждения английскому подданному Пасифико, и мотивировал это необходимостью добиться исключительного уважения к званию английского подданного, чтобы таковой мог с гордостью повсеместно говорить, как древний римлянин, «civis romanus sum» («я - римский гражданин»), то Гладстон в замечательной речи напал на этот шовинистический принцип, как на нехристианский.

В 1850 – 1851 Уильям Гладстон провел в Италии. Её политический строй и в частности положение заключенных в тюрьмах, в Неаполитанском королевстве, обратили на себя его пристальное внимание, и результат изучения он опубликовал в форме двух писем к лорду Абердину «Two letters to the earl of Aberdeen on the state prosecutions of the Neapolitan government»; в этих письмах он сурово бичевал деспотизм неаполитанского короля, аресты лучших граждан государства без суда по административному распоряжению и в особенности положение заключенных в тюрьмах. Письма произвели глубокое впечатление во всей Европе и хотя не могли оказать непосредственного практического влияния, вызвали к Гладстону особенное уважение в Италии и сблизили его со многими членами «Молодой Италии». В 1852 граф Дерби, составляя кабинет, предложил в нем место и Гладстону, но Гладстон отказался; этот отказ знаменовал его окончательный разрыв с консервативной партией. Он даже выступил с суровой критикой бюджета, внесенного новым канцлером казначейства Дизраэли.

В том же 1852 Уильям Гладстон вступил канцлером казначейства в коалиционный либерально-пилитский кабинет лорда Абердина. Политика кабинета, несмотря на постоянные миролюбивые заявления самого премьера и Гладстона, привела к войне с Россией (см. Крымская война), доля ответственности за которую лежит и на Гладстоне, и которая находится в несомненном противоречии с принципиальными заявлениями, сделанными Гладстоном в его споре с Пальмерстоном 1850. С 1855, с падением кабинета Абердина, Гладстон перешел в оппозицию. Он протестовал против китайской экспедиции лорда Пальмерстона 1857, и содействовал поражению Пальмерстона в палате общин по этому поводу. В оппозиции же он остался и во время управления Дерби (1858 – 1859). Сравнительным досугом он воспользовался для окончания большого трехтомного труда о Гомере «Исследования о Гомере и гомеровской эпохе» (1858), к которому по содержанию примыкают «Juventus mundi. Боги и люди гомеровской эпохи» (1869), «Homeric synchronism» (1876), «Landmarks of Homeric studies» (1890) и некоторые мелкие работы Гладстона. В них оригинальным образом сказывается консервативный склад ума Гладстона, заставляющий его относиться с глубочайшим уважением ко всем традициям, но не мешающий ему быть реформатором в области политической. В этих произведениях Гладстон доказывает историческую достоверность Троянской войны, историческую действительность личности воспевавшего эту войну поэта Гомера и единство поэм Илиады и Одиссеи. В своем отношении к этим фактам он оказывается не только позади Вольфа и других современных филологов, но даже позади новоалександийских ученых, так как доказывает подлинность и тех стихов, которые уже ими были заподозрены. Все же эти сочинения принадлежат к замечательным исследованиям. Между прочим, Гладстон выставил в них теорию (впоследствии отвергнутую), что древние греки не были в состоянии видеть голубой цвет.

 

 

В 1858 Гладстон принял от кабинета графа Дерби поручение съездить на Ионические острова в должности английского комиссара для решения вопроса о судьбе этих островов; Гладстон представил доклад о необходимости присоединения островов в Греции, что и было исполнено следующим министерством лорда Пальмерстона. В это министерство 1859 Гладстон, несмотря на значительные разногласия между ним и премьером, согласился вступить на должность канцлера казначейства. Следующие годы обнаружили в Уильяме Гладстоне замечательного финансиста. При нем был произведен длинный ряд реформ в системе финансов Англии в демократическом направлении; между прочим, отменен налог на бумагу, введены почтовые сберегательные кассы, уменьшен государственный долг и т. д. В области иностранной политики министерство Пальмерстона поддерживало Южные американские Штаты в их борьбе с Северными, и Гладстон защищал эту политику. На выборах 1865 Гладстон был забаллотирован в консервативном Оксфордском университете, но получил депутатское полномочие от Южного Ланкашира (которое 1868 ему пришлось заменить полномочием от Гринвича, а 1880 – от Мидлотиана, представителем которого он оставался до конца парламентской карьеры 1895).

Уильям Гладстон

Уильям Гладстон, фото 1861

 

После смерти Пальмерстона (1865) Уильям Гладстон сохранил свой пост в кабинете лорда Росселя и вместе с тем занял место лидера либеральной партии в палате общин. В 1866 он внес в палату билль о парламентской реформе. Неудача билля заставила министерство и вместе с ним Гладстона выйти в отставку. Однако, этот билль в измененном виде был внесен новым консервативным кабинетом Дерби-Дизраэли, и Гладстон, внеся в него некоторые существенные поправки, явился его решительным сторонником.

 

Первый кабинет Гладстона

См. также статью Англия во второй половине XIX века

После новых выборов (1868), давших значительное большинство либеральной партии, королева поручила составление кабинета Гладстону. Первый кабинет Уильяма Гладстона (1868 – 1874), опиравшийся на значительное большинство в палате общин и имевший сильную поддержку в общественном мнении, был богат реформаторской деятельностью. В 1869 была отделена церковь от государства в Ирландии. Для оправдания от обвинения в измене принципам, выставленным им в его книгах об отношении церкви к государству, Гладстон опубликовал «А chapter of autobiography» (Лонд., 1869), в которой объяснял мотивы, заставившие его отказаться от прежних воззрений. В 1870 был проведен Ирландский земельный акт, облегчивший положение ирландских арендаторов участков у английских лендлордов, и закон об обязательном обучении, в 1871 отменена продажа должностей в армии, в 1872 введена система тайного голосования на парламентских выборах.

После выборов 1874, давших значительное большинство консерваторам, Гладстон хотел отказаться от политической деятельности; лидером либеральной партии в палате общин на его место был избран маркиз Гартингтон. В 1876 Гладстон выпустил знаменитую брошюру, тотчас же переведенную на все языки, «Болгарские ужасы», и организовал общественное движение против Турции и туркофильской политики консервативного английского правительства Дизраэли. Благодаря этому движению Дизраэли-Биконсфильд оказался не в состоянии активно заступиться за Турцию во время Русско-турецкой войны 1877-1878.

 

Второй кабинет Гладстона

В 1880 новые выборы вновь дали большинство либеральной партии, и Гладстон сформировал свой второй кабинет (1880 – 1885). Главная задача, которую предстояло разрешить кабинету, было умиротворение Ирландии. В 1881 Гладстон провел новый Ирландский земельный акт, но так как эта мера не успокоила антианглийского движения в стране, то он решился на применение к ирландцам суровых репрессивных мер, проведение которых было им поручено секретарю по ирландским делам Форстеру. Ирландская земельная лига (главный орган национального сопротивления англичанам) была закрыта; в Ирландии отменено действие Habeas Corpus Act'а. Наиболее видные ирландские деятели, в том числе Парнелл, были арестованы. Так как эта система тоже не достигла своей цели, то Гладстон вступил в переговоры с арестованным Парнеллом и заключил с ним договор, на основании которого Парнелл и его товарищи были освобождены, Форстера заменили Кавендишем, и были обещаны некоторые примирительные меры. Но Кавендиш был убит ирландскими патриотами-фениями немедленно после прибытия в Дублин, и это дало Гладстону повод вновь вступить на дорогу суровых репрессивных мер. В 1882 кабинет Гладстона бомбардировал Александрию и оккупировал Египет, превратив его в английскую колонию. В 1884 этот же кабинет провел третью парламентскую реформу, вновь увеличившую число англичан, имевших право избирать членов палаты. В 1885 столкновение Англии с Россией в Афганистане едва не довело до войны. Уступчивость Гладстона по отношению к России привела к поражению Гладстона в палате общин, которое заставило подать его в отставку 9 июня 1885.

 

Третий кабинет Гладстона

Но после новых выборов в январе 1886 Уильям Гладстон сформировал свой третий кабинет, в состав которого вошли Чемберлен, Морлей и другие радикалы, и не вошли прежние союзники Гладстона, умеренные либералы Гошен, Гартингтон и др. Чемберлен, впрочем, скоро вышел из правительства. Необходимость поддержки ирландской партии в палате заставила Гладстона вступить с ней в согласие, и он внес знаменитый проект гомруля (автономии) для Ирландии, с которого наступает повал эпоха в истории либеральной партии Англии и в жизни самого Гладстона. Значительная часть либеральной партии во главе с Гартингтоном и Чемберленом, не желая ирландской автономии, образовала новую партию либералов-унионистов. Остальная часть либералов с Гладстоном во главе получила с тех пор наименование гладстонианцев и обнаружила явное тяготение к радикализму. Проект гомруля привел к поражению министерства в палате, а после её роспуска, – к поражению и на новых парламентских выборах. Гладстон уступил пост главы кабинета маркизу Солсбери и сделался лидером оппозиции.

 

 

Последующие шесть лет относительного досуга между третьим и четвёртым своими кабинетами Уильям Гладстон посвятил страстной агитации за ирландский гомруль, которую вёл в палате общин, на бесчисленных митингах и в печати; затем – написанию ряда статей о положении Италии, в которых он сурово порицал политику Криспи, ряда произведений в форме книг («The impregnable rock of Holy Scripture»,1892) и множества статей в разных журналах по вопросам богословия, в которых он между прочим полемизировал с Гексли и дарвинизмом и отстаивал истинность Моисеевой космогонии. В 1890, когда суд постановил развод между супругами О'Ши и признал вождя ирландского движения Парнелла виновным в прелюбодеянии, Гладстон заявил о невозможности для него продолжать сношения с ирландской партией, пока её главой будет Парнелл, и этим нанес последнему жестокий удар. В 1891 на годичном собрании национал-либеральной федерации в Ньюкастле, Уильям Гладстон произнес замечательную речь, в которой наметил новую программу для либеральной партии. В программу эту входили: гомруль для Ирландии, отделение церкви от государства в Уэльсе и Шотландии, новая демократическая реформа избирательного права, принятие на счет государства издержек избирательной борьбы, введение жалованья депутатам парламента, расширение местного самоуправления, прекращение оккупации Египта. Реформа палаты лордов (имевшей право отвергать решения палаты общин) была намечена условно, если «лорды не обнаружат благоразумия».

Гладстон. Фото

Гладстон незадолго до смерти

 

Четвёртый кабинет Гладстона

Во время выборов 1892 «the great old man» (великий старец) Гладстон, как его называли, проявил замечательную деятельность, поразительную в его преклонном возрасте. Выборы дали большинство в 42 голоса гладстонианцам в союзе с ирландцами, и Гладстон сформировал свой четвертый кабинет. Этот кабинет провел через палату общин гомруль для Ирландии, но билль о нём провалила палата лордов, так же, как некоторые другие либеральные билли Гладстона. На этот раз у Гладстона не хватило энергии на борьбу с лордами, и он, страдая глазами и некоторой глухотой, в марте 1894 вышел в отставку; его место занял граф Розбери. На выборах 1895 Гладстон уже не выступал. После продолжительной болезни он умер в 1898 и был похоронен в Вестминстерском аббатстве, вблизи могилы своего долголетнего политического соперника, лорда Биконсфильда (Дизраэли).

 

Оценка личности и деятельности Уильяма Гладстона

Вся жизнь Уильяма Гладстона представляет один медленный и верный процесс перехода из одного лагеря в другой, перехода, который далеко не вполне объясняется изменением политического настроения тех общественных классов, представителем которых мог бы считаться Гладстон. Эта его политическая эволюция – во многом дело личного изменения образа мыслей. В начале карьеры Гладстон выступал, как представитель интересов аристократического класса, потом он отстаивал интересы средней и мелкой промышленной буржуазии, а под конец жизни начал усиленно интересоваться социальным вопросом. Ранее решительный противник законодательного нормирования рабочего дня взрослых мужчин, он теперь поколебался в своем убеждении. В связи с этой сменой взглядов в Гладстоне произошла одна важная перемена. По его собственным словам, ни Итон, ни Оксфорд не научили его уважать в достаточной мере личную свободу человека, значение которой он зато оценил впоследствии.

Постоянная работа переделки собственных взглядов имела результатом некоторую непоследовательность, притом не только между действиями Уильяма Гладстона в разные эпохи, но и между его политикой одного и того же периода. Так он обнаружил замечательную уступчивость по отношению к бурам Южной Африки, войну с которыми, полученную (1880) в наследство от кабинета Биконсфильда, он прекратил добровольным со стороны Англии признанием их самостоятельности, несмотря на обидное для английского самолюбия и требовавшее, по мнению патриотов, возмездия поражение, нанесенное ими англичанам при Маджубе. Уступчивости этой резко противоречит оккупация Египта в 1882 – недостаточно мотивированная даже с точки зрения английских консерваторов. Репрессии Гладстона в Ирландии находятся в противоречии с его либеральными мероприятиями там же. Однако, ирландские репрессии, оккупация Египта представляют лишь отдельные отклонения в деятельности Гладстона, иногда объясняющиеся обстоятельствами минуты, в общем же она с 1852 постоянно была направлена на служение идеалам и интересам той демократии Англии, которая в данный момент принимала активное участие в политической жизни.

Гладстон был женат с 1839 на Екатерине Глинн. Старший из его четырех сыновей, Уильям Генри (1840 – 1891), являлся членом палаты общин и недолго лордом казначейства. Второй Стефан был пастором. Четвертый, Герберт Джон, учился в Итоне и Оксфорде, с 1880 состоял членом палаты общин, в 1880 – 1881 был частным секретарем отца, в 1881 – 85 младшим лордом казначейства и одним из видных деятелей гладстонианской партии.