Во время войны против французского владычества, не прекращавшейся до самого падения Наполеона, в Испании образовались две партии, из которых, одна в 1812 г. взяла верх и составила на кадисских кортесах (национальном представительном собрании) довольно либеральную конституцию 1812 года. Когда испанский инфант, лишенный престола французами, получил возможность приехать на родину и начать царствовать под именем Фердинанда VII, он признал было конституцию кортесов, но духовенство и придворные его убедили, что народ и войско желают восстановления старины во всех областях общественной жизни. За объявлением конституции незаконною быстро последовало и уничтожение всех преобразований, совершённых прежним королём, Жозефом Бонапартом, сопровождавшееся преследованием всех «офранцуженных» и либералов.

Фердинанд VII, король Испании

Портрет Фердинанда VII испанского. Художник Ф. Гойя, 1815

 

Консервативное мадридское правительство не сумело, однако, исполнять, как следует, свои прямые обязанности: и администрация, и финансы, и армия в Испании были в полном расстройстве. Как и в других странах, недовольные стали составлять тайные общества и устраивать заговоры, между прочим, охватившие многих военных, что в это время наблюдается и в других местах, – одна из общих черт эпохи. Так как в это время испанские колонии в Америке стали отлагаться от своей метрополии, было решено послать в Новый Свет большое войско, собранное в Кадисе, откуда оно и должно было отправиться за океан. Флот не был, однако, готов, солдаты жили в праздности, кормили их плохо, и этим воспользовались военные заговорщики, чтобы взбунтовать армию против правительства ради восстановления конституции 1812 г.

Восстание начал 1 января 1820 г. молодой офицер Рафаэль Риего, к которому немедленно присоединился полковник Кирога, принявший на себя главное начальство. К восставшей армии тотчас же присоединились либералы, начавшие освобождать заключенных, прогонять правительственных чиновников и захватывать власть на местах. Взволновалась и столица. Испуганный всем этим Фердинанд VII присягнул конституции 1812 г., призвал на все важнейшие должности либералов и в начале июля созвал в Мадриде кортесы, которые приступили к либеральным преобразованиям.

Рафаэль Риего

Рафаэль Риего

 

Но среди самих победителей началась борьба «экзальтадов» и «модерадов», т. е. крайних и умеренных, а тем временем духовенство, имевшее громадное влияние на народ, организовало против революции так называемую «армию веры», и из абсолютистов образовалось временное правительство (регентство), объявившее, что король находится в плену у безбожных либералов. Произошло настоящее междоусобие между приверженцами конституции и защитниками «алтаря и трона», и в войне очень видную роль играли партизанские отряды, прибегшие опять к «герильям», как и в борьбе с французами, и получавшие поддержку со стороны французских роялистов.

Летом 1822 г. Фердинанд VII решил было низвергнуть конституцию при помощи гвардии, которую сумел расположить к себе, но едва только последняя начала действовать, как попытка была подавлена другими войсками; часть гвардии была прямо изрублена на дворцовой площади перед глазами короля, потом лицемерно благодарившего победителей. И сам король, и упомянутое регентство, вынужденное победами либералов спасаться во Францию, просили Священный Союз вмешаться в испанские дела.

Царь Александр I поддержал эту идею: он уже и перед тем готов был оказать помощь Фердинанду VII против американских колоний, но Меттерних боялся, как бы отсюда не произошло нового усиления русского влияния. Только тогда, когда революция произошла ещё и в Неаполитанском королевстве, Меттерних стал беспокоиться, как бы от революции не пострадали интересы Австрии в Италии. В октябре 1820 года в Троппау собран был конгресс великих держав, на который приехали и три государя Священного союза. В 1821 г. новый конгресс состоялся в Лайбахе (Любляне). На лайбахском конгрессе Австрия, Пруссия и Россия приняли протокол, разрешавший иностранное вмешательство в чужие дела, если от них грозит какая-либо опасность.

Первым делом была подавлена австрийскими войсками революция в Италии. В октябре 1822 г. собрался новый конгресс, в Вероне, на котором, кроме монархов Австрии, Пруссии и России, были еще государи Сардинии, Обеих Сицилий, Тосканы, Модены, Пармы и представители Англии, Франции и папы. Несмотря на то, что французское правительство было против вмешательства в испанские дела, его уполномоченные повели дело так, что Франции было поручено усмирить испанскую революцию. На этом особенно настаивал Александр I, сам предлагавший военную помощь России и не скрывавший, что в уклончивости французского правительства он готов видеть преступное сообщничество, соответственно с чем и будет впредь относиться к Франции.

Сначала в Испанию было послано требование изменить конституцию в более монархическом направлении, а когда конституционное министерство в этом отказало, представители иностранных государств оставили Мадрид. Весною 1823 г. французская армия вступила в Испанию и при помощи отрядов «армии веры» быстро дошла до Мадрида, откуда кортесы удалились сначала в Севилью, потом в Кадис, захватив с собою и короля. Когда и Кадис подвергся осаде со стороны французов, кортесы, вынудив у Фердинанда VII манифест об амнистии, отпустили своего пленника во французский лагерь и объявили себя распущенными, причем большинство членов этого собрания предусмотрительно бежало в Гибралтар под охрану Англии. Французские генералы, восстановлявшие в Испании абсолютизм, напрасно старались смягчать короля Фердинанда, который гораздо более слушался советов «апостолической» партии, требовавшей строжайших наказаний для безбожных либералов.

Краткие сведения по этой теме - см. в статье Южнороманские революции.