Итальянцы не участвовали в деятельности первого периода развития новой музыки и, подобно англичанам и испанцам, считались до середины XVI века нацией, не имеющей музыкального таланта. Но Рим, центр церковной музыки, привлекал к себе лучшие музыкальные силы из всей католической Европы. Они соединялись в папской (сикстинской) капелле. Папская капелла была учреждена во времена папы Григория VII и почти без вреда себе пережила средневековые бури, совершенствуясь по обстоятельствам. Сначала она строго сохраняла древнее пение в унисон и долго после изобретения нынешних нот держалась тех значков для изображения тонов, которые назывались невмами; от неё научалась хорошему унисональному пению вся Европа. До конца XIV века она упорно отвергала гармонию; но допустив наконец полифоническое пение, довела искусство гармонии до высочайшего совершенства. Это было делом почти исключительно одного человека, великого композитора Палестрины.

Фамилия Палестрины была Санте. Он был уроженец города Палестрины (древнего Пренесте); прибавляемое к фамилии обозначение родины da Palestrina, «палестринец» или «палестринский», вытеснило из употребления фамилию. Полное имя Палестрины было Джованни Пьерлуиджи Санте да Палестрина; в латинских заглавиях своих произведений он заменял итальянское название родного города древним латинским и называл себя Praenestinus «Пренестинский». Он родился в 1524, учился композиции у северного француза или нидерландца Клода Гудимеля (убитого в Варфоломеевскую ночь в Лионе). Вероятно, он никогда не выезжал из Италии. В 1544 Палестрина уже был органистом и капельмейстером кафедрального храма своего родного города. В 1551 он стал капельмейстером, в Риме, в 1555 – папским певцом. (Этой должности через несколько месяцев лишил его, как человека женатого, новый папа-ригорист Павел IV). Вскоре он стал капельмейстером при латеранском храме Иоанна Предтечи, в 1561 перешел оттуда капельмейстером в Большую церковь Богоматери (Santa Maria Maggiore), в 1574 возвратился на прежнюю должность в папскую капеллу. В 1565 папа Пий IV учредил именно для него новую почетную должность с большим жалованьем. Название этой должности было композитор папской капеллы. Палестрина был неутомимо деятелен до самой смерти, умер знатным и богатым человеком 2 февраля 1594 и был погребен в храме Святого Петра.

Композитор Палестрина

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

 

Джованни Пьерлуиджи Палестрина – величайший композитор не только своего времени, но и следующих двух столетий, до Генделя. Он доставил итальянской музыке владычество во всей Европе, и ему католическая церковь обязана тем, что в её богослужении сохранилось полифоническое пение. На Тридентском соборе консерваторы сильно восставали против этого пения, говорили, что мотивами для его фуг берутся напевы уличных песен, что тот способ сочетания голосов, который господствует в нем и называется каноном, то есть повторение некоторыми голосами прежних слов текста в то время, как другие голоса поют следующие слова, вызывает в тексте путаницу, отнимающую у него смысл и часто смешную. Они хотели, чтобы полифоническое пение было выброшено из богослужения. Оно было ненавистно им, как новшество; те дурные стороны его, на которые указывали они, служили для них только предлогами. Но сами по себе их жалобы были справедливы, и чтобы сохранить в церкви полифоническое пение, надо было показать, что оно может быть очищено от этих упреков.

Папа Пий IV дал Палестрине поручение написать такую мессу (музыку литургии), которая доказала бы, что полифоническое пение не имеет необходимой принадлежностью те дурные стороны, против которых восстают фанатики. Палестрина блистательно доказал это своей знаменитой Мессой папы Марчелло (Марцелла), Missa Рарае Marcelli. Одновременное пение разных слов текста разными голосами не мешало в ней тексту сохранять возвышенный смысл. Это качество принадлежит и всем следующим произведениям Палестрины. Многие из них даже превосходят Мессу папы Марчелло искусным сочетанием слов текста в одновременном пении разными голосами. Таковы импроперии (песни обличений Господа народу израильскому) и гимны, мотеты, магнификаты (композиции на гимн «Величит душа моя»), и мессы, написанные Палестриной для четырех или пяти голосов полифонического пения. Его произведения очень многочисленны и по всей вероятности до сих пор не все собраны и изданы. На первый взгляд трудно отличать их от произведений других гениальных композиторов того времени, потому что тексты и приемы композиции одинаковы у него и у них. Некоторые композиции Орландо Лассо, Жокена, Вилларта не хуже и даже лучше некоторых композиций Джованни Палестрины на те же тексты. Но когда мы берём его произведения в общем объёме, то видим, что не было и нет равного ему композитора церковного пения. Оно в то время было главной частью деятельности композиторов, другие направления музыки и пения были тогда не так развиты.

Полифоническая гармония того времени имела своей формой фугу и канон, гамма её была диатоническая, мотивы её были подведены под разряды церковных напевов (под так называемые голоса церковного пения) с их характерными финалами. Искусство, с каким сочетаются голоса полифонического пения по этим формам и правилам, удивительно хорошо у гениальных композиторов той эпохи, их произведения действительно воплощают собою идеал богослужебного пения по мелодиям, издавна принятым для него церковью. В этом отношении нет в музыке ничего равного искусству, с каким Палестрина выражает характер чувств, соединенных с песнями католического богослужения. Пение каждого гимна у него всецело соответствует тем ощущениям, которые должно возбуждать богослужебное действие, сопровождаемое этим гимном, и сильно помогает возбуждению этих ощущений. Для церковных композиций нет задачи выше этой, и Палестрина выполняет её с удивительным искусством. Характер его композиции стал обозначением лучшего стиля церковного пения. «Стилем Палестрины» (stilo alla Palestrina) называется диатоническая гармоника и мелодика, то есть стиль всей церковной музыки того периода.

Влияние Палестрины было тем продолжительнее, что он сам позаботился дать ему прочность: при содействии Джованни Гвидетти он, по поручению папы Григория XIII, пересмотрел и улучшил весь круг грегорианского богослужебного пения. Сделанная им переработка стала канонической в католической церкви. Этот его труд – выполненное им издание Антифонария. Другой основой прочности его влияния было то, что он преподавал искусство композиции в знаменитой школе музыки, которую основал в Риме Джованни Мария Нанини, учившийся вместе с ним у Гудимеля. Эта школа и сикстинская капелла стали хранительницами композиторского стиля Палестрины.

Итальянцы сделались в XVI веке первой нацией в музыкальном искусстве; оно развивалось у них главным образом в двух школах – венецианской и римской; эти школы дали музыкальным силам Италии ту стройную организацию, которая помогла итальянской музыке приобрести господство во всей Европе.