Луксорский xpaм (древние египтяне называли его Ипет-Рес) был посвящен культу фиванской триады богов Амона-Ра, Мут и Хонсу. (См. Боги Древнего Египта, Религия Древнего Египта.) При фараоне Аменхотепе III недалеко от великого Карнакского храма, на месте небольшого древнего святилища, началось строительство нового гигантского здания общей длиной в 190 м. Однако Аменхотеп III умер раньше, чем задуманный план был осуществлён, и в дальнейшем он уже никогда не был выполнен. (См. также статью Луксорский храм – архитектура, интересные факты.)

 

Луксорский храм. Реконструкция вида в древности

 

Храм Аменхотепа III состоял из основного здания и двора. По традиции, в самой глубине храма находилась главная молельня, в которую проникали через несколько залов, окруженных различными культовыми помещениями. Особенно интересен зал XII, украшенный рельефами с изображениями чудесного брака Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождения фараона. Расположение всех помещений отличается почти абсолютной симметрией, еще более строгой, чем в храмах Мут и Монту.

В храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, длиной в 45 м. шириной в 51 м., обнесенный портиками, колонны которых также имели форму связок папируса. К северу был запроектирован еще один огромный двор с портиками вдоль стен и с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако при Аменхотепе воздвигли только центральную колоннаду из четырнадцати колонн (по 20 м. высотой) с капителями в виде раскрытых папирусов. Пропорции колонн были найдены очень удачно, благодаря чему при всей массивности они не кажутся тяжелыми. Абаки их почти не видны из-за капителей, что придает колоннам особую легкость.

Колоннады занимали главное место в архитектуре Луксорского храма. В портиках, окружающих двор, и в вестибюле количество колонн было удвоено; колонны поддерживают потолки всех сколько-нибудь обширных помещений, и здание храма как бы превращено в заросли гигантских папирусов, над которыми возвышается центральная колоннада с двумя рядами изумительных мощных стеблей с раскрытыми великолепными цветами.

В девяти залах Луксора насчитывается 41 колонна, 32 колонны заполняют вестибюль, 64 обрамляют стены двора, 14 образуют центральную колоннаду, а всего, следовательно, Луксор был украшен 151 колонной. Таким образом, то решающее значение колонны в оформлении пространства, которое сделалось отличительной чертой архитектуры XVIII династии, развито в Луксоре чрезвычайно смело и удачно и придает ему характер исключительной монументальной декоративности.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно здесь нашел свое завершение  новый тип храма, созданный зодчими начала XVIII династии. (См. Храмы Древнего Египта.)

Луксорский храм был при Аменхотепе III важнейшим звеном в общем плане строительных работ от территории святилищ Амона. Теперь от ворот Луксора к Карнаку вела аллея сфинксов, аналогичная соединявшим храмы Карнака. Эта аллея вскоре разделялась на две. Правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу, где очевидно при Аменхотепе III уже было святилище, на месте которого позднее был построен храм Рамсеса III. Таким образом, Луксор оказывался включённым в комплекс святилищ Карнака, отдельные здания которого получили теперь, хотя бы внешне, общий стилистический облик, а связавшие их аллеи сфинксов создали то небывалое ещё впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, которое впервые приобрёл Карнак.

Но этого мало: в итоге нового оформления Фив не только храмы восточного берега, но и обе части города составили единый и цельный комплекс. Это впечатление возникало благодаря тому, что как напротив пристани на восточном берегу, у аллеи сфинксов, спускавшейся от пилона главного Карнакского храма Амона-Ра, на западном берегу тоже находилась пристань, от которой шла вверх такая же уставленная сфинксами дорога. В конце этой дороги на фоне высоких скал блистали колоннады храма Хатшепсут, как бы венчавшего внушительную панораму целого ряда заупокойных царских храмов, расположенных внизу на грани зеленых полей и выжженных солнцем утесов. Этот ряд, начинавшийся на севере небольшими храмами первых фараонов XVIII династии, замыкался с юга гигантским святилищем Аменхотепа III, а от ворот этого храма вела обрамленная монументальными сфинксами длинная дорога, образовывавшая южную параллель с дорогой Хатшепсут и также оканчивавшаяся на берегу Нила пристанью, напротив которой на восточном берегу лежал Луксор.

Храм в Луксоре

Луксорский храм

 

Это новое архитектурное оформление было исключительно декоративным: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков, блиставшие на солнце золочеными верхушками, монументальные силуэты колоссов на фоне башен огромных пилонов с развевавшимися по ветру пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов, среди которых особенно выделялись гигантские колонны Карнака и Луксора, высоко поднимавшие к синему небу свои раскрытые капители, – все это придавало неповторимый характер изысканной пышности облику Фив, «прекраснейшего из городов Египта», знаменитой столицы самого могущественного и богатого государства мира.