Не только в Италии и Сицилии поселились греки; они основали колонии и в Галлии, в Иберии (Испании), на Липарских островах, на Корсике и Сардинии, одолев сильное сопротивление диких, воинственных туземцев, отбив нападения финикиян и карфагенян, считавших эти берега своею собственностью и не хотевших допускать туда греков. Жители Книда и Родоса очень рано основали поселения на южном берегу Сицилии и на вулканических Липарских островах, где стали добывать квасцы. Еще смелее двигались на запад фокейцы, которые, по словам Геродота, первые из всех греков стали пускаться в далекие плавания. Фокея, скалистый полуостров малоазиатской Ионии, возделанный их отцами, был слишком тесен для размножающегося населения; излишек его должен был заняться колонизацией в чужих землях. Фокейские торговые корабли, приспособленные и к военным действиям, стали плавать в опасное западное море. Карфагенские сторожевые корабли гонялись за ними, но они все-таки пробирались в моря восточного и западного берегов Италии, разгуливали по ним то пиратами, то торговцами. Сначала они проникли в Адриатическое море, плавали до устий реки По, торговали с этрусками (тирренами). Первым из всех варваров, приславшим приношения Зевсу олимпийскому, был царь тусков (этрусков) Аримн, быть может, царь города Ариминия, говорит Моммзен.

Греческие колонии. Карта

Греческие колонии. Карта

 

Фокейцы стали посещать и пристани Кампании, устья Тибра и Арно, стали плавать по лигурийскому прибрежью, стали вести торговлю с воинственными племенами прибрежья Галлии, прибрежья Иберии (Испании). Близ устья Роны они в 45-ую олимпиаду (около 600 г. до Р. Х.) основали колонию Массилию (Массалию), современный французский Марсель, ставшую прочною опорою греческой культуры на западе и впоследствии сделавшуюся великолепным городом. С ионийскою мягкостью и ловкостью новопоселенцы этой колонии сумели приобрести расположение галльских туземцев. Отношения греков к ним характеризуются легендою, что фокеец Эвксен, которого галльский царь Нанн пригласил на празднование свадьбы своей дочери, так понравился невесте, что она, отказав своему жениху-галлу, избрала его мужем.

Греческая колония Массилия

Греческая колония Массилия. Художник П. П. де Шаванн, 1868

 

Колония Массилия быстро стала центром западной торговли, каким раньше был обильный серебром испанский Тартесс. Богатые рыбные ловли у берегов, вино и оливковое масло виноградников и плантаций, которыми покрылась каменистая почва под руками фокейских поселенцев, и рынок, наполненный медною посудою и другими произведениями промышленности, привлекали отовсюду покупщиков. Греками были проведены дороги в глубину Галлии; жажда прибыли и любознательность побуждали колонистов разузнать те отдаленные земли и моря, откуда финикияне получали янтарь и олово.

Массалия

Монета греческой колонии Массалия. На одной стороне изображена богиня Артемида, на другой - лев

Источник фото

 

Из Массилии фокейцы стали распространять свои колонии и на запад, и на восток по галльскому берегу. Они построили у подошвы приморских Альп ряд укрепленных факторий, воспоминание о которых сохраняется до сих пор в именах городов: Антиб (Антиполь), Ницца (Никея), Монако (Монек, Monoikos). Они сеяли хлеб на Стехадских (Иэрских) островах, близ которых стояла их колония Ольвия, и держали на них военные отряды. Историк Курциус говорит: «Превосходный строевой лес, который рубили греки на лигурийских Альпах, скот, который пасся на этих Альпах, шкуры, мед, рыба были главными предметами вывоза из их гаваней на этом берегу».

Укрепленный портовой город Алалия, построенный массилийцами в 568 году на Кирне (Корсике), был станцией их плаваний к богатой железною рудою Эталии (Эльбе). Они хотели основать колонии и на Сардинии. Карфагеняне соединились с этрусками, чтобы уничтожить опасных соперников, и дали фокейцам большое морское сражение (542 г. до Р. Х.). Греки имели вдвое меньше кораблей, чем они, и остались победителями, но были так ослаблены, что вынуждены были покинуть Алалию. Они отплыли оттуда с семействами и всем имуществом в Регий, и когда к ним присоединились их соотечественники, удалившиеся из Фокеи от персов, они основали (532 г.) на западном берегу южной Италии колонию Элею (Велию), где вскоре возникла знаменитая элейская школа философии.

На запад от Массилии Агата (нынешний Agde) служила грекам станциею на пути к Пиренеям; они овладели лежавшею у этих гор родосскою колонией Родой (нынешний Росас) и основали (на границе Галлии и Испании) Эмпории, колонию, построенную частью на маленьком острове у мыса, частью на этом мысе, и сделавшуюся очень оживленным портом. Обе части этой колонии были обведены стеною; вместе с греками жили тут и туземцы. Из Эмпории фокейцы плавали по всему восточному берегу Испании; финикияне и карфагенцы, при всех своих усилиях, не могли вытеснить оттуда хитрых и храбрых греческих соперников, много вредивших их тартесской торговле.

Фокейцы и в Испании умели приобрести расположение туземцев. По рассказу Геродота (I, 163), тартесский царь Аргантоний так полюбил фокейцев, что приглашал их переселиться в его царство; а когда они не согласились, он дал им денег на то, чтоб они защитили свою колонию стеною от мидян. В VII и VI столетиях фокейцы отважно плавали вдоль берега Испании к Геркулесовым столпам, к устью Бетиса (Гвадалквивира), где издавна владычествовали торговцы из финикийского Тира. Фокейские колонисты заводили там торговые связи и вывозили оттуда медь и благородные металлы, соль, красильные вещества к грекам на восток.