Главный труд знаменитого итальянского историка Павла Диакона (720–799/800) – продолжение римской истории: «История лангобардов». Она охватывает период с 568 по 741 гг. У итальянцев, замечает исследователь Муратори, без Павла Диакона не было бы истории. Во многих изданиях, начиная с 1611 г., а также у Муратори прилагается также история короля Дезидерия, написанная очень торопливо с ошибкой в годе (723 вместо 774) плена Дезидерия, который называетсяDux Langobatdorum [герцог лангобардский]. Это сочинение не принадлежит Павлу Диакону, ибо из ста тридцати его сохранившихся рукописей находится только в одной.

Павел Диакон

Павел Диакон. Средневековая миниатюра

 

Павел пользовался народными преданиями, древнегерманской мифологией и несохранившимся сочинением Секунда Тридентского, современника нашествия лангобардов на Италию. Критика упрекала Павла за легендарный характер его «Истории лангобардов», но такое отношение было не вполне правильно. Дело в том, что он записывал все, что слышал по истории каждого народа, но из этого не следует, что он всему верил. Он сохранил драгоценный для нас колорит времени и места. Павел Диакон не только рассказывает, но обобщает; у него везде обнаруживается связь с местными условиями. «Чем дальше от солнечного зноя на Север, – начинает он, – находится страна, чем суровее в ней зима, тем страна эта здоровее для человека и тем более приспособлена к разрастанию в ней народов. Напротив, всякая южная страна, чем она знойнее, тем в большей степени изобилует болезнями и тем менее способствует развитию человека. Этим объясняется то обстоятельство, что весьма многочисленные племена появились под северным небом и что страна, простирающаяся от Танаиса до солнечного заката, вся в совокупности называется одним именем, Германией; хотя отдельные местности носят особое название».

Лангобард

Лангобардское королевство в Италии. Карта

 

Лангобардов (первоначальное название этого племени – Vinilorum) Павел Диакон выводит из Скандинавского острова, который «не столько расположен на море, сколько омывается морскими волнами по причине отлогости берегов своих». Когда население этого острова выросло в такой степени, что жить стадо невозможно, то, как говорят, оно все было разделено на три части, и одна из них по жребию должна была оставить свое отечество и искать себе нового места (sedes statuere). Их вели два брата, Ибор и Айо, дети Гамбары, знаменитой ведуньи германского народа. На берегу океана, под выдающейся скалой есть пещера, где семь человек давно уже спят глубоким сном. Это римляне; они живы до сих пор. Их никто не смеет тронуть: руки отваливаются у дерзких; это, несомненно, христиане; те смертные, которые прикоснутся к ним, получают спасение. Эта вставка ведет за собой много других, но у Павла Диакона все они удачно между собой связаны. Переход сделан, например, к стране эскимосов (скритовины), через которую проходили лангобарды; говорится о морских пупах (водоворотах), находящихся по ту и другую сторону Германии; сообщаются басни о древнегерманских богах Водане (Одине) и Фрейе, объясняющие название лангобардов. Гамбара просит Фрейю о помощи, которую та обещает оказать только тем, у кого длинные бороды. Но тут же оговорка: так прозвали их римляне. Затем у Павла Диакона следуют разного рода басни, как-то об ассиспитах, рассказ об амазонках с критикой его. Ламуссион, один из семи близнецов, спасенный из болота, стал королем лангобардов после гибели Агельмунда; он победил булгар. Далее Павел изображает борьбу лангобардского короля Альбоина с ругами и гепидами, его брак с Розамундой, дочерью короля гепидов; этим кончается первая книга «Истории лангобардов».

Во второй проведена связь с византийской историей по поводу приглашения Нарсесом лангобардов из Паннонии; следом за тем читаем у Павла Диакона описание чумы в Италии (гл. 4); в 14 – 24 главах описывается география Италии и нашествие лангобардов. Герои автора: Альбоин, Розамунда, Клеф.

В третьей книге «Истории» Павла Диакона перед нами византийский двор, Автарик, сын Клефа; папа Григорий Великий, борьба с франками, сватовство Теоделинды.

В четвертой книге – принятие католичества лангобардами при короле Агилульфе; герцог Баварский Тассилон в его борьбе со славянами; франки и Византия; Гримоальд; борьба лангобардов с франками.

Знаменательно окончание этого исторического труда. Финалом служит пророчество о падении лангобардов. «Лангобарды погибнут, – говорит Павел Диакон, – когда падет церковь в честь Иоанна Крестителя, когда в ней заведутся порочные люди».

Таким образом «История лангобардов» Павла Павла Диакона – составное сочинение. Ее характер эпизодический; народные сказания чередуются с записью событий по годам, которая во втором периоде средневековой историографии составляет вообще характерное явление.