ГЛАВА XV

 

Падение язычества и торжество христианства

 

II. Гонения на христианство

 

349. Распространение христианства

Проповедь Иисусом Христом «благой вести» (евангелия) всем труждающимся и обремененным и основание первой христианской общины (церкви) в Иерусалиме относятся к царствованию Тиберия. Сначала и даже очень долгое время римляне смотрели на христианство, как на одну из еврейских сект, потому что первыми христианами были одни евреи, но уже в середине I в. новая религия, в которой не должно было быть ни иудея, ни эллина, ни варвара, а все должны были признавать себя детьми единого Небесного Отца, исповедовалась и небольшими общинами обращенных язычников в разных местах империи. Апостольский собор в Иерусалиме постановил, что язычники, обращающееся ко Христу, не обязаны подчиняться закону Моисея, и это совсем отделяло христианство от иудейства и делало его религией, возвышавшейся над условиями места и племени. Апостол Павел своими путешествиями в Малой Азии, Македонии, Греции и Италии и посланиями к новообращенным особенно много содействовал первому распространению христианства в разных провинциях империи. Последовавшее вскоре затем разрушение Иерусалима Титом (70), имевшее своим следствием изгнание из Палестины массы евреев, тоже способствовало распространенно христианства в Римской империи. Конечно, первые свои крупные успехи религиозная проповедь сделала в восточных провинциях – и по географической близости к Палестине, и потому, что главным языком этой проповеди был греческий, на котором были написаны и сами священные книги новой религии, но и на Западе, даже в самом Риме, христиане были уже при Нероне. Мало-помалу во всех больших городах Востока и Запада, в Антиохии, в Александрии, в Риме и т. п., а потом и в меньших селениях возникли общины верующих, получившая название церквей (по‑гречески – экклесия, т.е. народное собрание) и состоявшие из клира (епископов, пресвитеров и диаконов) и мирян. Между этими общинами существовали постоянные сношения, и установилась связь, и все они, вместе взятые, составили одну общую организацию, охватившую под именем вселенской (или кафолической) церкви все провинции империи. Число христиан все более и более возрастало, и последователи христианства встречались в разных классах общества. Позже всего новая религия проникла к сельским жителям, особенно в местностях, отдаленных от городов. Поэтому впоследствии христиане стали называть язычников паганами, как обозначались жители сельских округов, или пагов (paganus от pagus, откуда фр. payen и слав. поган, наше – поганый). Но прежде чем утвердиться в Римской империи, христианство должно было выдержать страшную борьбу с язычеством.

 

350. Гонения на христиан

История христианской церкви насчитывает от Нерона до Диоклетиана, т. е. на протяжении двух с половиною веков десять больших гонений на христиан. Причины преследований, которым правительство и население Римской империи подвергали христиан, были весьма разнообразные. Римляне сначала не отличали христиан от евреев, видя в новой религии только простую иудейскую секту, а так как евреи держали себя особняком и не хотели подчиняться государственной религии Рима, то на них смотрели, как на человеконенавистников. Восстания иудеев в шестидесятых годах первого века и в тридцатых второго заставляли видеть в них вдобавок и бунтовщиков против государственной власти. Христиане также решительно отказывались от какого бы то ни было религиозного общения с язычниками; потому и они в глазах последних были человеконенавистниками, а так как христианское богослужение совершалось в большой тайне для посторонних, то в народе насчет христиан стали распространяться нелепые басни, вроде того, будто они пользуются для своих обрядов кровью младенцев. Языческие жрецы настраивали против новой религии народные массы, но в то же время и в образованном обществе возникло враждебное отношение к христианству, в котором философы и риторы усматривали опасность, грозящую всей эллинской культуре. Из их среды даже стали выходить сочинения, писавшиеся с целью опровержения христианства. Отказ последователей новой веры от поклонения статуям императоров равным образом ставился им в большую вину. В древности политическая и религиозная общины были нераздельны, и Римская империя имела свою государственную религию, главною частью которой сделалось обоготворение императорской власти. В христианстве произошло разделение областей религии и политики: «воздадите кесарево кесареви, а Божия Богови», сказал Иисус Христос. Для язычников религия была прежде всего делом государства, для христиан – делом индивидуальной души, ищущей Бога. Римским властям был непонятен христианский принцип свободы совести, и они видели в людях, не желавших хотя бы только наружным образом признать государственную религию, мятежных подданных и возмутителей, заслуживающих строгого наказания. Христиане в эпоху гонений менее всего думали о какой бы то ни было политической оппозиции, так как следовали апостольскому наставлению чтить царя и повиноваться властям предержащим, но самое существование рядом с государством независимой от него и им не разрешенной церковной организации представлялось властям явлением, в высшей степени опасным. Гонения на христиан и объясняются недовольством государственной власти вследствие того, что в империи возникло общество, утверждавшееся на независимом от государства начале и не только ускользавшее от его надзора, но даже резко сопротивлявшееся требованиям прекратить свое существование. Римское государство подчиняло своей опеке всю личную и общественную жизнь, тогда как христиане этой опеке не хотели подчиниться и даже избегали судиться у государственных судей. Таким образом, главными причинами преследований христианства были фанатизм невежественной толпы, боязнь образованных классов за будущее старой культуры и враждебное отношение власти к организации, не исполнявшей требований государства. Христиане с удивительною твердостью переносили гонения. Преследовали их не только такие изверги, как Нерон или Домициан, но и лучшие императоры вроде Марка Аврелия, думавшие, что этим они спасают Рим от врагов. Христиан обезглавливали, жгли (при Нероне), травили дикими зверями в цирках на потеху развращенной и жестокой толпы и подвергали другим истязаниям и казням, но христианские мученики и исповедники твердо переносили эти гонения, и «кровь мучеников сделалась семенем церкви». Во время преследований христиане скрывались в катакомбах, обширных подземных помещениях, где собирались для своего богослужения и слушания духовных утешений и назиданий и куда относили для погребения своих мучеников. (Особенно замечательны громадные римские катакомбы). По временам гонения ослабевали, и некоторые императоры (например, Александр Север) даже сознательно держались терпимости. Очень многие христианские писатели, желая защитить своих единоверцев перед властями и опровергнуть ложные представления язычников о новой религии, составляли апологии христианства, откуда получили название апологетов. Наиболее замечательными апологетами были Афинагор, Тертуллиан, Ориген, Арнобий и др. (Христиан преследовали и в Новоперсидском царстве, где истреблялось все, что имело какое-либо отношение к греко‑римскому миру.)

 

351. Гонение Диоклетиана

Особенно сильные гонения пришлось испытать христианам в середине III столетия (при императоре Деции, 249–251, и его преемнике Валериане, 253–260) и в начале IV в. Император Диоклетиан должен был относиться к христианству с особою враждебностью. Восстановляя в империи порядок, он хотел укрепить и старую государственную религию Рима. Желая, далее, поставить свою власть вне всякой зависимости от сената и войска, он прилагал большое старание к тому, чтобы его подданные признавали божественность этой власти и обоготворяли её представителя – императора. Между тем в эпоху смут III в. христианство сделало особенно большие успехи, и церковь окрепла в сильную организацию. Предпринимая в 303 г. новое общее преследование христиан, Диоклетиан думал совсем уничтожить церковь самыми суровыми мерами, который должны пустить в ход и его соправители. Везде вновь начались гонения, и от них уклонился только цезарь Констанций Хлор, жена которого Елена была христианкою. Диоклетианово гонение было одним из самых сильных: христианские церкви разрушались; епископы и пресвитеры сажались в тюрьмы; всем заподозренным в принадлежности к христианству под угрозою заточения или ссылки предписывалось приносить жертвы богам; многие были замучены и казнены. Но именно вскоре после этого гонения христианство и обнаружило всю свою силу, на которую наконец стала опираться сама империя в лице сына Констанция Хлора и Елены, Константина Великого.