212. Савонарола

В самом конце XV в. недовольство испорченностью папства с особою силою выразилось в проповеди флорентийского монаха из ордена доминиканцев Джироламо Савонаролы. Это был убежденный аскет в совершенно средневековом духе, умевший действовать на народ вдохновенными и пламенными речами. Флоренция, бывшая сначала республикой, но потом попавшая под власть фамилии Медичи, после смерти одного из них вернулась опять к республиканскому режиму. Около того же времени на Италию сделал нападение французский король (Карл VIII), но Савонароле, ставшему одним из видных деятелей только что восстановленной республики, удалось защитить перед ним интересы города своими убедительными речами. Все эти события оказали влияние на жителей Флоренции, отличавшейся тогда роскошным и веселым образом жизни, и в ней воцарилось более серьезное настроение. Проповеди Савонаролы, в которых очень много говорилось о необходимости исправления гражданской и церковной жизни, стали привлекать массу слушателей и производили впечатление. Дело дошло до публичного сожжения на костре маскарадных костюмов, музыкальных инструментов, картин и книг легкого содержания. Большой успех имели и те проповеди Савонаролы, который обличали пороки духовенства, и в частности речи, направленные против папы Александра VI, как раз в это время прославившегося своими страшными злодеяниями. Представители испорченного католицизма возненавидели за это Савонаролу, которого не любили также и сторонники фамилии Медичи, лишившейся власти во Флоренции, равно как и все граждане, недовольные введением в жизнь чуть не монастырского режима. В конце концов им удалось захватить смелого обличителя пороков папы и духовенства и посадить его в тюрьму, где он был даже подвергнут пыткам. Александр VI со своей стороны послал во Флоренцию нескольких уполномоченных для суда над Савонаролой. Будучи обвинен без всякого основания в ереси, он был вскоре затем казнен посредством сожжения на костре (1498).