Уже у трёх царских детей была корь. Превозмогая собственные недуги, императрица Александра Фёдоровна сама ухаживала за ними после отъезда мужа в платье сестры милосердия. Заболела и Аня Вырубова, которую в страшный день убийства Распутина (17 декабря 1916) взяли из её одинокого домика сюда, в Александровский дворец.

Государыню мучило: что будет после гибели Распутина с больным гемофилией сыном Алексеем? Лишь Григорий умел спасать Наследника от кровотечений. Убийцы Распутина хотели скрыть свою вину, но дочь Григория и Вырубова знали, что он вечером того дня собирался к Юсуповым. Потом и постовой полицейский доложил, как пьяный Пуришкевич, выбежав из дома Юсупова, объявил: Распутин убит. Юсупов клялся, что Распутин в тот вечер у него не был. А через два дня связанное тело Григория нашли в проруби, с пальцами правой руки, сложенными как для креста. Кроме огнестрельных ран зияла ещё и рваная, от удара шпорой. Лёгкие были полны водой: бросали в прорубь ещё живого.

Безбожная столица ликовала убийству, ничуть не оценив царского милосердия к виновникам. Государыня подозревала, что убийство Григория было общим замыслом великих князей. Княгиня Юсупова (мать убийцы) писала государевой сестре Ксенье: «жаль, что не довели дела до конца, не убрали всех, кого следует; теперь остаётся её запереть!»

Императрица Александра Фёдоровна с дочерьми

Императрица Александра Фёдоровна с дочерьми

 

С членами династии Александра Фёдоровна и Николай II отначала не нашли дружеского тона. Марья Павловна обижалась, что отказались выдать царскую дочь за её прожогу, кутилу Бориса. Сестры-черногорки Милица и Стана замышляли посадить на трон своего Николая Николаевича (мужа Станы). Другие распространяли лживые слухи, что Александра Фёдоровна спаивает царя, что во дворце устраиваются оргии. Приезжали учить, как надо править страной.

В последние месяцы бушевали и Дума и Земгор. Царь поспешил в ноябре удалить неприятного обществу премьера Штюрмера, но взял на его место ненадёжного Александра Трёпова, близкого с Родзянкой. Аликс едва уговорила мужа заменить Трёпова перед Новым годом на князя Голицына. А главной надеждой Государыни был услужливый министр внутренних дел Протопопов.

Сегодня, 24 февраля, до Александры Фёдоровны дошло известие о беспорядках в Петрограде. Но Протопопов по телефону уверил: ничего серьёзного, завтра всё будет спокойно. Дело уже передано в военные руки, генералу Хабалову.