Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко)

 

Giorgione (Giorgio da Castelfranco). Родился 1478 (?), Кастельфранко, умер в 1510, Венеция

Современники называли имя Джорджоне рядом с именами Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, но сведений о его жизни почти нет. Нет и картин, подписанных им. Работ, чьим автором признаётся Джорджоне, меньше десятка. Его авторство определяется на основе сочинения Маркантонио Микиеля, который в XVI в. составил каталог картин, хранившихся в коллекциях венецианских патрициев. В нем указано шестьдесят произведений Джорджоне.

Джорджоне. Автопортрет

Джорджоне. Автопортрет. Ок. 1510

 

Биографии Джорджоне, написанные Вазари и Паоло Пино, появились спустя почти сорок лет после смерти художника. Правда, в это время еще были живы его ученики – Якопо Пальма Старший и Тициан, которые, скорее всего, и дали некоторые сведения авторам. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Других дат его рождения нет. Неизвестна и его семья. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». С учётом этого крайне удивителен факт, что Джорджоне, судя по кругу его заказчиков, темам картин и отзывам современников, получил хорошее образование. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. На нем представлены трофеи, музыкальные инструменты, астрономические приборы и овальные медальоны с профильными изображениями древних философов и римских императоров. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне.

Полагают, что в юности Джорджоне покровительствовала Катерина Корнаро, экс-королева Кипра, которая жила близ Кастельфранко, в Азоло. У неё Джорджоне мог познакомиться с учеными, гуманистами, поэтами, с которыми потом дружил в Венеции. Почти все они были членами знаменитой «Академии» типографа, филолога и коллекционера Альда Мануция. К такому заключению приводит список имен заказчиков Джорджоне. Есть также сведения, что Джорджоне исполнил портрет Катерины Корнаро.

Неясно, когда и как Джорджоне оказался в Венеции. Согласно Вазари, молодой художник расписывал щиты и свадебные сундуки. Неясно, учился ли он в одной из венецианских живописных школ. Полагают, что Джорджоне был учеником Джованни Беллини, но его индивидуальная манера сложилась так рано и была столь притягательна, что в ряде поздних работ Беллини чувствуется её влияние.

О ранних произведениях Джорджоне ничего не известно, хотя несколько небольших картин считаются его работами, выполненными около 1500. Лучшие из них – «Суд Соломона» и «Испытание младенца Моисея» (обе – Флоренция, Уффици). В них заметно зарождение своеобразного жанра «poesia». Так в Венеции именовали картины на мифологические темы, но по отношению к творениям Джорджоне это определение приобретает особый оттенок, подчеркивая в первую очередь их завораживавшее зрителей неуловимое лирическое настроение.

Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. Пейзаж в этой небольшой картине впервые в венецианской живописи перестает быть фоном или местом действия, становясь равным человеку по значимости и разделяя с ним его душевное состояние. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».

Джорджоне. Поклонение пастухов

Джорджоне. Поклонение пастухов. 1505-1510

Источник изображения

 

Все известные ныне картины Джорджоне на религиозные темы невелики по размеру. Они предназначались для домашнего культа. Исключением является «Мадонна Кастельфранко», алтарная картина, которая до сих пор находится на предназначенном ей месте – в капелле Св. Георгия в соборе городка Кастельфранко. У Микиеля и Вазари сведений о ней нет. Только Ридольфи, побывав в 1640 в Кастельфранко, собрал сведения о ней и о ее заказчике. Им был местный уроженец – кондотьер Туцио Костанцо, влиятельное лицо при дворе Катерины Корнаро.

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко

Джорджоне. Мадонна Кастельфранко. Ок. 1505

Источник изображения

 

Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Его тело было привезено в Кастельфранко. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Один из них такой же, как тот, что увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св. Георгием, либо св. Либерале, которому посвящен собор).

Серединой первого десятилетия XVI в. датируют также картину Джорджоне «Юдифь» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Сложное аллегорическое содержание этой картины связано с ее назначением: как выяснилось в ходе завершенной в 1971 реставрации, фигура библейской героини украшала створку стенного шкафа. Очевидно, она была включена в оформление кабинета-студиоло.

Джорджоне. Юдифь

Джорджоне. Юдифь, ок. 1504

 

В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Философами персонажей картины назвал еще Микиель, который видел ее спустя пятнадцать лет после смерти художника. Сюжет пытались истолковать как аллегорию развития философской мысли от схоластики, основанной на почитании авторитета, через учение Аверроэса к современной Джорджоне натурфилософии. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. В 1930-х была сделана рентгенограмма этой картины Джорджоне, показавшая, что первоначально она была задумана как изображение волхвов. Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. В ней имеется сказание о трех магах, которые из поколения в поколение проводили по три дня каждого месяца на вершине горы, ожидая звезду, предсказанную Валаамом и долженствующую возвестить о рождении Христа.

Джорджоне. Три философа

Джорджоне. Три философа. 1508-1509

Источник изображения

 

В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне, известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». В этом определении важно то, что он поставил на первое место изображение природы, ее состояние. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Такого впечатления Джорджоне добивается прежде всего передачей освещения, идущего от предгрозового вечернего неба с бледным диском луны.

Джорджоне. Гроза

Джорджоне. Гроза. Ок. 1505

 

Как и в случае с «Тремя философами», по поводу сюжета «Грозы» пролито «море чернил», и на нынешний день существует не менее тридцати его истолкований.

Возможно, с «Грозой» связан единственный сохранившийся рисунок Джорджоне (Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген) – пейзаж с одинокой фигурой пастуха. Замыкающая горизонт городская стена напоминает укрепления Кастельфранко, запечатленные на гравюре XVII в.

В собрании Вендрамина находилась также «Старуха» (Венеция, Академия) – маленькое изображение старой, бедно одетой женщины с бандеролькой в руке. Надпись на бандерольке – col tempo (со временем) раскрывает печальную символику образа. Такими словами часто начинались стихотворения, посвященные неизбежности судьбы, неумолимому течению времени. Эта картина Джорджоне не является портретом, но образ старухи удивительно конкретен.

Джорджоне. Старуха

Джорджоне. Старуха. Ок. 1508

 

В сочинении Микиеля упоминается много портретов, исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях. Ни один из них не прослеживается. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей), имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо...» Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Поскольку не указано имя изображенной женщины, полагали, что картина не является портретом в обычном смысле. Изображение лавровых ветвей связано, возможно, с тем, что Джорджоне представил аллегорию Поэзии, или нимфу Дафну, превратившуюся в лавровое дерево, или, наконец, платоническую возлюбленную Петрарки Лауру. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея).

Джорджоне. Портрет молодой женщины (

Джорджоне. Портрет молодой женщины ("Лаура"), 1506

 

По-видимому, несколько ранее «Лауры» Джорджоне написал «Мужской портрет» (Берлин, Государственные собрания). Он более конкретизирован, а композиционно напоминает современные мастеру нидерландские образцы. Однако мягкая лепка форм, сглаживающая несущественные детали, и спокойное независимое выражение лица свидетельствуют о формировании стиля Высокого Возрождения.

Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Обычно его приписывают самому Джорджоне, хотя сделать окончательный вывод мешает плохая сохранность. Необычна взволнованность, даже потрясенность юноши, как бы стремящегося удержать в груди горестное чувство. Изображенная на парапете крошечная трехликая головка Гекаты позволяет нам предположить, что портрет либо посмертный, либо представляет человека, утратившего кого-то из близких.

Джорджоне. Портрет молодого человека

Джорджоне. Портрет молодого человека. Ок. 1504

 

К 1507 Джорджоне стал официально признанным ведущим живописцем Венеции. Он получил первый большой заказ на исполнение картины для Палаццо дожей (погибла при пожаре 1577). В документах записана сумма оплаты в 20 дукатов (художник получил ее в три приема: 14 августа 1507, 24 января и 23 мая 1508), но не сохранилось ни описаний картины, ни указаний на ее тематику.

О славе Джорджоне свидетельствует и тот факт, что в том же 1507 из мастерской Джованни Беллини к нему перешли лучшие ученики старого мастера – Тициан и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Второй официальный заказ Джорджоне получил в ноябре 1508: вместе с Тицианом он должен был расписать фресками фасад немецкого подворья – Фондако дей Тедески. Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). Мастера получили 150 дукатов, из которых 130 причиталось Джорджоне. Вследствие сырого климата фрески быстро разрушились. В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти. В настоящее время существует только один фрагмент – нагая женская фигура (Венеция, Ка д'Оро), – снятый со стены Фондако в 1937. Судя по описаниям, фрески не имели сюжета: между окнами находились аллегорические фигуры, обрамленные иллюзорной архитектурой, а выше проходил фриз с изображением различных декоративных элементов вроде трофеев. Очевидно, Джорджоне увлекли эксперименты с перспективой, а по поводу содержания росписей видевший их Вазари высказался следующим образом: «...что касается меня, я никогда не мог понять этого произведения и, спрашивая других, в чем там дело, не встречал никого, кто бы его понял...»

Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. В его картинах сохраняются элегическая гармония и созерцательность, но в них начинают проступать эпические черты. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Она вдохновляла современников художника и мастеров последующих эпох вплоть до XX в. Среди них Тициан, Дюрер, Кранах, Пуссен, Веласкес, Рубенс, Энгр и Мане. Спящая на лоне природы прекрасная нагая богиня предстает под кистью Джорджоне воплощением той Любви, которая, по мысли философов-неоплатоников, была вечной связью мироздания. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Купидона и часть пейзажа написал Тициан, очевидно завершая работу учителя после его смерти. Впоследствии картина сильно пострадала от времени, фигурка Купидона почти разрушилась и была записана.

Джорджоне. Спящая Венера

 

Джорджоне. Спящая Венера. Ок. 1510

 

После 1508 Джорджоне часто работал совместно с Тицианом, что чрезвычайно усложняет атрибуцию картин. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. В то же время сосредоточенная элегичность настроения, поэтическая недосказанность, свойственная этому произведению, рождающая ощущения, сходные с теми, какие заставляет испытывать лирическое стихотворение, не были присущи Тициану.

Джорджоне. Сельский концерт

 

Джорджоне (?). Сельский концерт, 1508-1509

 

Не только обаяние личности Джорджоне и его короткая жизнь, пресеченная эпидемией чумы осенью 1510, но, главным образом, завораживающее настроение его картин привели к появлению легенд, которые до настоящего времени смущают умы исследователей. Наряду с Джованни Беллини Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, определившей путь развития европейского искусства вплоть до XIX в.

Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств).

Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Т. 3; Алпатов М. «Венера» Джорджоне. // Художник. 1961. № 5; Смирнова И. А. Джорджоне. М., 1962; Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. // Художник. 1969. № 9; Виппер 1977. Т. 2; Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. М., 1982 (2-е изд.: М., 1996); Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. // Итальянский сборник. СПб., 1997. Вып. 2; Лаврова Н. Юдифь: О некоторых особенностях композиции шедевра Эрмитажа // Новый мир искусства. 1998. № 4; Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. СПб., 2000. Вып. 4; Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». М., 2001; Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. СПб., 2001. Вып. 5; Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. ст. М., 2008; Cook H. Giorgione. London, 1900; Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Milano, 1913; Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Munchen, 1925; Marassi A. Giorgione. Milano, 1942; Fiocco G. Giorgione. Bergamo, 1948; Coletti L. Giorgione. Milano, 1955; Pallucchini R. Giorgione. Milano, 1955; Della Pergola P. Giorgione. Milano, 1955; Pignatti T. Giorgione. Milano, 1955; Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat. della mostra. Venezia, 1955; Volpe C. Giorgione. Milano, 1963; Lilli V., Zampetti P. Giorgione. Milano, 1968; Kes-selhut U. Giorgione. Berlin, 1971; Einem H. von. Giorgione Maler als Dichter. Mainz, 1971; Pignatti T. Giorgione: L'opera completa. Milano, 1978; Water A. Giorgione. Dresden, 1979; Cioci E La "Tempesta" interpretata dieci anni dopo. Firenze, 1991; Rapp J. Die "Favola" in Giorgiones "Gewitter" // Pantheon. 1998. Voi. 56; Hornig C. Giorgiones "Drei Filosophen". Bine Neuinterpretation // Pantheon. 2000. Voi. 58; JoverM. Giorgione l'enigme et la couleur // L'Oeil. 2004. № 559. Juin.