В первой части трилогии Эсхила «Орестея» — «Агамемнон» – изображается убийство этого верховного вождя сражавшихся в Троянской войне греков собственной женой, Клитемнестрой. Действие трагедии происходит в Аргосе, перед дворцом Агамемнона, и начинается в тот момент, когда огни, зажженные на горных вершинах Греции, возвещают о падении Трои. Все искусство Эсхила направлено к тому, чтобы с самого начала трагедии создать настроение надвигающейся неотвратимой беды, и каждая новая радостная весть о возвращении Агамемнона вызывает нарастание тревоги. Двусмысленные речи и темные намеки Клитемнестры предвещают недоброе, хор аргосских старцев поет мрачные песни о мстительном божестве, о жертвоприношении Ифигении, победное ликование переходит в скорбное и гневное изображение ужасов троянского похода, в котором эллинская рать погибала «ради чужой жены», из-за личной обиды Менелая и Агамемнона. Даже глашатай, сообщающий у Эсхила о приближении царя, явившись в город как «добрый вестник», приносит печальное известие о катастрофе, которая постигла на море значительную часть возвращающегося греческого флота. Хор предается размышлениям о том, что преступление неизбежно порождает новые преступления, а Правда предпочитает светить в закопченных хижинах, отвращая взоры от осыпанных золотом чертогов, богачей.

Эсхил

Эсхил

 

И как бы в ответ на эти мысли хора, вещающего мысли самого Эсхила, Агамемнон въезжает на победной колеснице и, словно восточный царь, торжественно вступает в дом по пурпурному ковру — навстречу своей судьбе. Зловещая атмосфера достигает наибольшей напряженности в сцене видения пленной троянской пророчицы Кассандры: перед ее очами проходит и старинное злодеяние Атрея и подготовляющееся в стенах дома убийство Агамемнона, которого жена убьет в бане ударом топора, и ее собственная гибель от руки той же Клитемнестры.

Наконец, изнутри дома раздается предсмертный крик, Агамемнона. Отныне Клитемнестра и ее возлюбленный Эгисф (двоюродный брат Агамемнона) будут царить в Аргосе, но хор отказывает им в признании, угрожая грядущим мстителем Орестом. Этим Эсхил кончает первую часть трилогии «Орестея».

Идея наследственного проклятия сохранена в «Агамемноне» полностью, но проклятие, как всегда у Эсхила, действует через сознательную волю людей. Властный образ Клитемнестры, мстящей мужу за убитую дочь и желающей доставить царство своему возлюбленному, подан Эсхилом чрезвычайно ярко. В трагедии «Агамемнон» четко очерчены и другие действующие, лица, даже второстепенные.