V. Афины до персидских войн

106. Древние афинские предания

Древнейшая история Афин, как ее представляли себе греки, была сплошной легендой. Уже при основании города возник спор между Посейдоном и Афиной о том, чье имя получит город: Посейдон создал лошадь, Афина дала оливковое дерево (источник благосостояния, так как из его плодов стали делать масло), и город был назван Афинами в честь богини. Миф о Тесее – чисто афинский. Этому герою легенда приписывала соединение в одно государство всей Аттики путем слияния отдельных общин в один город. По преданию, и Аттика подверглась нашествию дорян во время возвращения Гераклидов (в середине XI в.), но была спасена своим царем Кодром. Дельфийский оракул объявил, что победит та сторона, на чьей будет убит царь. Кодр в одежде пастуха пробрался во вражеский стан и был там убит. Не надеясь больше на победу, доряне отступили, а афиняне объявили, что после Кодра никто у них уже не может быть достойным царского сана. Так поэтическая легенда объясняла отмену в Афинах царской власти.

 

Древние Афины. Кратко. Слушать аудиокнигу с картинками и картами

 

 

107. География Аттики

Аттика, юго-восточная часть Средней Греции, вдается в море треугольником, одна сторона которого примыкает к суше. Эта маленькая страна находилась в очень близком соседстве с государствами, в которых раньше всего в европейской Греции развилось мореплавание. Одним своим берегом Аттика прилегала к тому же самому Сароническому заливу, близ которого лежали Мегара и Коринф и воды которого омывали остров Эгину, другой же берег Аттики лишь узким проливом отделялся от острова Эвбеи, на котором почти против Аттики находились Халкида и Эретрия. Сунийский мыс, составляющий южную оконечность страны, ближе других пунктов греческого материка к Кикладам. Таким образом положение Аттики на море было очень выгодным для развития торговли, но все-таки Афины приняли деятельное участие в торговле много позднее городов Эвбеи и Истма u острова Эгины. Аттика далеко не могла похвастаться своим плодородием и производила недостаточно хлеба для прокормления своих жителей. Лучшею местностью была равнина (Педион) у Саронического залива против острова Саламина: здесь находились города Афины и Элевсин, из которых один был окружен местами с садовой культурой (виноград, оливки, смоквы и т. п.), а другой лежал в центре той части равнины, где были лучшие хлебные поля. (Здесь и развился культ Деметры). Северная и северо-восточная Аттика (Диакрия) наполнена была горными отрогами и отличалась сухостью и бесплодием, равно как и южная приморская часть (Паралия). Зато горы Аттики изобиловали минеральными богатствами. Пентеликон на севере доставлял прекрасный белый мрамор, Гимет (славившийся и своим пчеловодством) заключал в себе мрамор голубоватого оттенка, Лаврион на юге славился своими серебряными рудниками, на доходы от которых афиняне построили впоследствии свой первый флот. Афинская равнина орошалась рекой Кефиссом, у одного из притоков которой, пересыхавшего летом, и стоял главный город Аттики. Афины были построены в холмистой местности, и на одной из её возвышенностей был афинский кремль, Акрополь, заключавший в себе храм богини Афины Паллады и царский дворец. Город находился от морского берега верстах в семи и имел три гавани. Древнейшею из них был Фалерон, но эта гавань была открытою и потому не столь удобною, как Мунихия и особенно Пирей, представлявшие из себя закрытая бухты по обе стороны перешейка маленького полуострова (Пирейского).

 

108. Население Аттики

Население Аттики причислялось к племени ионян и гордилось тем, что никогда не подвергалось завоеванию. Первоначально здесь было несколько государств (по преданию 12), но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины и даже поселив часть своих жителей в этом общем центре (синойкизм). В воспоминание об этом событии в Аттике был установлен особый праздник, называвшийся Панафинеями. Еще в историческое время жители Аттики делились на четыре племенные филы с тремя фратриями в каждой, при чем эти филы и фратрии имели своих богов и своих начальников. Кроме граждан государства, в Аттике жили пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлею, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами; название их было метеки. Сравнительно с гражданами их было, конечно, много меньше. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов), роды которых занимали первенствующее положение в жизни отдельных фратрий, фил и всего государства. Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники – демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, и составляли демос.

 

109. Древнейшее государственное устройство Афин

Во главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных аттических родов и носившим название ареопага. Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам, причем самый титул царя, впрочем, никогда не отменялся. Прежде всего стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха, потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику, архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмофетов. Должность царя после этого ограничивалась лишь исполнением жреческих обязанностей, и басилевсом назывался уже не правитель государства, а высший жрец Афин. Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. (В их коллегии первое место принадлежало не басилевсу и не полемарху, а архонту-эпониму, по имени которого обозначался афинский год). В средине VIII в., когда существовало только три первые архонта, их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. – лишь на один год. Сначала выбор царя совершался только в пределах одного рода, но мало-помалу это звание (и вообще архонтство) сделалось доступным всем знатным родам. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся не чем иным, как средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов. В руках землевладельческой знати были все религиозные и государственные должности; им принадлежало толкование всех божеских и человеческих законов; они производили суд, руководствуясь исключительно старыми обычаями и своим их пониманием. Понятно, что олигархическое правление могло быть только утеснением демоса.