Славяне в начале Средних веков

105. Славянские племена

К эпохе распадения монархии Карла Великого и норманнских, сарацинских и венгерских набегов относится и начало государственной жизни у славянских народов. Географическое положение славян на восточной границе Западной империи и на северной границе Восточной ставило одних из них в непосредственное соприкосновение с Германией, других – с Византией. Ближайшие к старому историческому миру славяне делились на две группы: западную и южную[1]. К западной группе принадлежали прежде всего разные племена, жившие на восток и запад от Эльбы (или Лабы, откуда их название полабских) и по берегу Балтийского моря, у устьев Одера и Вислы (поморяне). Полабские и поморские славяне не создали самостоятельного государства и подверглись онемечению. По среднему и верхнему течению Вислы и притокам Одера с правой стороны жили ляхи, или поляки, на запад от них в Богемии поселились чехи моравами), а по Тисе и западным Карпатам – словаки. Впоследствии здесь сложилось два славянских государства – чешское и польское, в культурном же отношении западные славяне подчинились романо‑германскому влиянию. Южная группа славян состояла из болгар на нижнем Дунае, сербов и хорватов по Драве и Саве и в северо-западной части Балканского полуострова и словенцем в Истрии и в восточных Альпах. Большая их часть в культурном отношении подчинилась византийскому влиянию (как и восточная группа славянских племен, из которой образовался народ русский). Южные славяне основали два государства – болгарское и сербское.

106. Начало государственной жизни у славян

Возникновение государственной жизни у славян и вместе с тем принятие ими христианства относятся к IX в. И то, и другое совершается одновременно и у южных, и у западных славян. Как раз в эту эпоху начались споры между восточным и западным духовенством, повлекшие за собою разделение церквей, причем одним из поводов соперничества между ними сделалось обращение славян в христианство. Успеху христианской проповеди среди славян много содействовало то, что в средине IX в. два брата, родом из Солуни, Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий, посвятившие себя миссионерской деятельности, приспособили греческую азбуку к славянским звукам («кириллица») и перевели на славянский язык священное писание и богослужебные книги, чем было положено начало и вообще славянской письменности. В это время существовали уже два славянских государства – болгарское и великоморавское[2], и оба они приняли христианство из Византии. В 864 г. крестился болгарский князь Борис, и восприемником его был сам император Михаил III, но этот князь не хотел зависеть от Византии и обратился было к папе Николаю I с просьбою прислать епископов и священников. Хотя папа с радостью отозвался на обращение к нему Бориса, но осуществление этого желания встретилось с разными препятствиями, и в конце концов Борис должен был признать зависимость своей страны в церковном отношении от Константинополя. Другим славянским центром сделалось государство моравов, образовавшееся для защиты от натиска из Германии при ближайших преемниках Карла Великого. Моравский князь Ростислав обратился к Михаилу III с просьбою прислать миссионеров, которые научили бы их христианской вере. На это приглашение в Моравию отправились Кирилл и Мефодий, которые в 865 г. и начали обращение в христианство подданных Ростислава к великому неудовольствию немецкого правительства и духовенства. Последнее стало утверждать, что священное писание может существовать лишь на тех трех языках, на которых сделана была надпись на кресте Спасителя, и оба миссионера сочли себя вынужденными ехать в Рим для оправдания своей проповеди на славянском языке. Кирилл умер во время этого путешествия (869), а Мефодий получил от папы (Адриана II) одобрение своему делу и титул епископа для Паннонии и Моравии. Немцы были недовольны таким решением вопроса и продержали Мефодия около двух лет в заточении. Ему удалось еще крестить чешского князя Буривоя. Церковь причислила славянских первоучителей к лику святых, и с их именем была связана идея о национальной самостоятельности славянского племени.

107. Непрочность первых славянских государств

Первые славянские государства были непрочны, хотя вслед за принятием христианства они и достигли на время большого могущества. При сыне Бориса Симеоне (893 – 927) Болгария овладела большею частью Балканского полуострова и сделалась опасною самому Константинополю. Симеон принял даже титул царя, который у славян был равносилен императорскому (царь – цесарь), и назначил для своего царства особого патриарха. Но это был лишь временный успех. Новому царству пришлось бороться не только с Византией, но и с другими народами – с венграми, печенегами и русскими (при Святославе). Византийские императоры X в, (Никифор Фока, Иоанн Цимисхий и Василий II) отвоевали у болгар занятые ими области и тем положили конец первому Болгарскому царству (1018). Такая же судьба постигла и Великоморавскую державу, в состав которой Ростислав включил Чехию и земли полабских славян. Несмотря на временный успех Людовика Немецкого, племянник Ростислава Святополк снова сплотил воедино племена, находившиеся под властью его дяди, и победоносно отражал немецкие нашествия (при Карле Толстом и Арнульфе). Но этому деятельному государю оказалось трудным поддерживать связи с Византией, и он стал покровительствовать латинскому духовенству, которое начало преследовать славянское богослужение. Со своей стороны, немецкий король Арнульф, чтобы сломить Великоморавскую державу, призвал против неё венгров, которые и разрушили это славянское государство. Венгры (под начальством Арпада) поселились в Паннонии, втиснувшись между западными и южными славянами, разобщив их таким образом между собою и положив преграду для беспрепятственных сношений западных славян с Византией. Тем самым западное славянство поставлено было в большую политическую и культурную зависимость от Германии. Такова была судьба ранних славянских монархий, но позднее снова возникли славянские государства Чехия, Польша, Болгария (второе царство) и Сербия.



[1] См. карту ХI.

[2] См. карту XI.