Битва при Заме 202 г. до Р. Х. – завершающая битва Второй Пунической войны (войны с Ганнибалом).

 

Победы Сципиона в Африке и возвращение Ганнибала из Италии

После высадки в Африке войска Публия Корнелия Сципиона (весна 204 г.) и его побед близ Утики аристократы Карфагена начали с Римом мирные переговоры. Сципион выдвинул тяжкие условия (выдача всего карфагенского флота кроме 20 кораблей, контрибуция в 4 тысячи талантов и передача римскому союзнику Масиниссе всей Нумидии). Правительство Карфагена приняло их, но воинственная народная партия полагала, что их город не должен униженно просить пощады, пока Ганнибал и его брат Магон еще стоят непобежденные в Италии. Народ принудил олигархов отвергнуть римские требования и отозвать Ганнибала с войском из Италии в Африку. По утверждениям римских писателей, Ганнибал, уплывая с Апеннин, приказал перебить всех служивших у него италийских солдат, которые не захотели ехать с ним.

Карфагеняне нарушили перемирие. Разгневанный этим Сципион двинулся из своего тунесского стана к Гадрумету, опустошая те африканские области, через которые шёл. Ганнибал собрал подкрепления и двинулся ему навстречу, чтобы окончательно решить судьбу войны. Два войска сошлись у Замы – местности, чьё расположение в точности не известно. Перед битвой Ганнибал пригласил Сципиона лично свидеться на одном из холмов между войсками. Ганнибал убеждал римского полководца дать Карфагену более мягкие условия мира, однако Сципион, напротив, утяжелил свои прежние требования в наказание карфагенянам за нарушения перемирия и оскорбление послов.

 

Ход битвы при Заме

Свидание кончилось решением сразиться, и произошёл кровавый бой, называемый обыкновенно битвой при Заме. Ганнибал расположил войско искусно, старые воины его бились очень храбро, но битва при Заме (19 октября 202 г.) кончилась поражением карфагенян.

Битва при Заме

Битва при Заме

 

На флангах стояла конница, и на обоих флангах бой скоро кончился в пользу римлян, потому что до присоединения к ним Масиниссы, их конница была сильнее, а слоны, поставленные Ганнибалом перед фронтом конницы, остались бесполезны: Сципион расположил свои войска так, что они попали в интервалы между отрядами, бросились в сторону, расстроили свою конницу и помогли римлянам обратить ее в бегство. Но битва между пехотою, стоявшею на обеих сторонах тремя линиями, долго оставалась нерешительной; первая линия и на той и на другой стороне расстроилась в ожесточенной схватке и начинала расстраивать своим беспорядком вторую линию и у римлян, и у карфагенян. Но Сципион быстро собрал своих воинов первой линии и поставил их между второю линиею, шедшею в битву, и третьей. А в разноплеменном войске Ганнибала вторая линия, состоявшая из карфагенских граждан, пришла в расстройство и билась при Заме так нерешительно, что лигурийские и галльские наемники, составлявшие первую линию, заподозрили карфагенян в измене и начали сражаться с ними. Ганнибал развел обе первые линии по флангам и сосредоточил в центре своих италийских ветеранов, составлявших третью линию. Битва при Заме возобновилась с ожесточением; на обеих сторонах было много воинов, сражавшихся между собою при Каннах. Римские ветераны хотели отомстить теперь за свое поражение и восстановить свою военную честь. Ветераны Ганнибала в битве при Заме хотели доказать им, что в 14 лет, которые прошли со времени битвы при Каннах, они еще не утратили силы. Но их было меньше, чем римлян; а когда римская и нумидийская конница, гнавшаяся за карфагенской, вернулась на поле битвы, они были окружены со всех сторон врагами и подавлены превосходством числа.

 

Итог битвы при Заме

Теперь бой скоро кончился. На поле битвы при Заме легло большинство карфагенских воинов. Те, которые бежали, были растоптаны неприятельской конницей или взяты в плен. Ганнибал с несколькими всадниками ускакал в Гадрумет. Собрав там остатки войска, он поехал в Карфаген, сам объявить там, что битва при Заме проиграна, – проиграна и война. Конечно, сердце его обливалось кровью, когда он, побежденный, вступил после 36‑летнего отсутствия в родной город, которому теперь предстояло подвергнуться судьбе, какой хотел подвергнуть он Рим.

Итогом битвы при Заме был проигрыш карфагенянами войны. Карфаген не мог долго выдержать осаду. Положение дел после битвы при Заме было столь отчаянно, что Ганнибал сам посоветовал соотечественникам принять любые требования  римлян. 30 карфагенских сенаторов отправились в стан Сципиона, и он предъявил им ещё более суровые мирные условия, чем прежде.