Жорка Жуков, сын крестьянский из Калужской губернии, с 7 лет поспевал с граблями на сенокосе. Кончил три года церковно-приходской школы – и отдали его летом 1908 в Москву к дальнему богатому родственнику, скорняку (меховщику) Михаилу Пилихину, мальчиком-учеником. Там он и рос, определился к скорняжному делу. В Москве в 1911 сдал экзамены за курс городского училища. С 1912 посылался работать на Нижегородские ярмарки, а к 1914-му стал уже самостоятельным скорняжных дел мастером. Снимал теперь Георгий за три рубля в месяц койку на частной квартире в Охотном ряду у вдовы Малышевой, против нынешней гостиницы «Москва». Собирался жениться на дочке домохозяйки – Марии.

Но началась Первая Мировая война, и в августе 1915 года, когда исполнилось Жукову 19 лет, призвали его в драгунский эскадрон. Через полгода возвысился он в учебную команду, кончил её младшим унтером – и с августа 1916-го драгуном попал на Юго-Западный фронт. За захват немецкого офицера получил там Георгиевский крест 4-й степени. Но в октябре 1916 контузило его австрийским снарядом до частичной потери слуха. Попал в госпиталь. Тут вскоре вспыхнула революция, и избрали Жукова в запасном полку председателем солдатского эскадронного комитета, какие тогда везде стали создаваться по советскому Приказу №1. На фронт Первой Мировой он уже больше не возвращался.

Жуков в Первой Мировой войне

Унтер-офицер Георгий Жуков. Фото 1916

 

Во всеобщем разброде конца Семнадцатого года эскадрон Георгия сам собой разошёлся. Побыл Жуков в Москве, побыл в своей калужской деревне, долго болел сыпным тифом, а потом призвали его в Красную армию.

 

Читайте далее – статью Жуков в Гражданской войне.